Чем же проходные дворы нам так интересны? Понятно, что я сейчас говорю не о современных микрорайонах, где двор – это просто благоустроенное пространство между домами. Речь пойдет о старой части Самары, которая еще застраивалась городскими усадьбами. Каждый квартал состоял в среднем из шестнадцати усадеб. Тамошние дворы были закрытой территорией, куда не мог запросто попасть посторонний.
Что касается дворовых территорий при доходных домах, то их доступность тоже была достаточно условна: если даже ворота открыты, дворник непременно поинтересуется у зашедшего зеваки, кого он разыскивает. И уж точно никто не стремился создавать сквозные проходы, если только не владел смежными участками.
Вот почему в старой части Самары проходные дворы довольно редки, что является одной из причин повышенного интереса к ним.
А мы, прогуливаясь по улице Чапаевской, как раз добрались до такого двора. Вот и вход в него: между домом ОГПУ и еще одним популярным объектом культурного наследия – домом №106.
Объект этот, правда, попал в списки не за красоту свою, а за то, что здесь в 1905 году была подпольная типография социал-демократов.
Насладившись ядреным коктейлем из русского стиля и классики, отправимся во двор.
По левую руку от нас – изнанка дома ОГПУ.
Справа – остатки снесенных в 1930-е и 1960-е годы усадеб: бывшие флигели и противопожарная стена (брандмауэр) несуществующего дома. Ага, впереди есть проход!
Переходим в соседний двор.
И, вуаля, через подворотню мы попадаем на улицу Ленинградскую.
Это так называемая арка художников. Сегодня нам немного не повезло с днем недели или временем года – художников здесь нет.
А вообще бывает и вот так.
Еще одна причина привлекательности проходного двора в том, что он действует как некий портал, телепортирующий нас если не в другую галактику, то хотя бы на другую улицу.
Скорее всего, сквозной проход возник в этом месте сравнительно недавно, поскольку дом №50 по Ленинградской с его популярной подворотней построен лишь в 1960-е годы на месте четырех скромных домиков высотой от одного до двух этажей. Сообщались ли между собой их дворы, сейчас уже сложно выяснить.
Теперь давайте вернемся на Чапаевскую и попробуем обойти дом №106 не слева, а справа.
Здесь в глубине квартала еще сохранились остатки исчезнувших усадеб.
Обитатели бывших флигелей пытаются сохранить старый жизненный уклад. Есть тут беседка для чаепитий в теплое время года. Есть даже голубятня на крыше.
В итоге выходим всё к той же арке художников.
А вот так наша «телепортация» выглядит на плане города.
Совсем рядом с первыми двумя «порталами» нас поджидает третий. И опять он привязан к объекту культурного наследия. На сей раз это памятник градостроительства и архитектуры начала ХХ века – дом Либерфорта (ул. Чапаевская, 110).
Господин Либерфорт, кроме своего дома, ничем больше не прославился. Имя архитектора и вовсе неизвестно. Но само здание заслуживает особого внимания. Его постройка датируется промежутком между 1899-м и 1901-м годами, то есть оно вполне может быть первым зданием Самары в стиле модерн. В этом случае было бы особенно интересно установить авторство.
Давайте воспользуемся тем, что калитка открыта, и пройдем через подворотню.
Бросим взгляд назад: вот так выглядит дом Либерфорта с изнанки.
Теперь обойдем слева флигель и посмотрим, что нас ждет впереди.
Ага, знакомые места! Если сейчас пойти налево, мы опять окажемся в арке художников.
Но мы пойдем прямо, не зря же там виден проход.
Это одноэтажное здание, определенно, нам уже встречалось во время прогулки по улице Фрунзе, только сейчас мы его видим с тыла.
Ну конечно! Фрунзе, 103, дом Невской, 1860-1870 гг.
Вот так наш путь выглядит на плане. Приходится признать, что часть пути проходит через застройку 1990-х годов, и сквозной проход здесь возник уже после разрушения усадеб.
Знание проходных дворов как бы наделяет человека сверхспособностями, которыми часто пользуются персонажи приключенческих и детективных фильмов, скрываясь от погони или, наоборот, поджидая наивного беглеца на выходе из «портала».
Обычному человеку от этого знания мало практической пользы, но есть повод для гордости. Некоторые старожилы Самары утверждают, что могли бы дворами пересечь всю историческую часть города в поперечном направлении. И я им верю.
Но мы не будем ставить перед собой таких грандиозных задач, а вернемся на Чапаевскую, чтобы узнать, куда бы мы попали, если бы, пройдя подворотню дома Либерфорта, сразу повернули направо.
Здесь мы видим милый дворик, окруженный по периметру домами.
Это бывшая усадьба купца А. И. Гребежева, построенная в период с 1873-го по 1898 год. В советское время служебные постройки усадьбы приспособили под жилье, и теперь весь комплекс сооружений, охватывающих двор с трех сторон, имеет один номер 112 по улице Чапаевской.
Центральная часть здания особенно привлекательна, даже несмотря на умопомрачительную раскраску первого этажа и перестройку оконных проемов второго этажа.
Неслучайно именно здесь открыли присутственное место. Внушает уважение разумный таймменеджмент организации: обеденный перерыв тут не час, а 48 минут. Ежедневно экономится по 12 минут нерабочего времени, и к концу рабочей недели накапливается ровно 60 минут, что позволяет сделать рабочий день в пятницу на час короче.
Вывеска учреждения продублирована по другую сторону подъезда в более пафосном виде. Это, безусловно, говорит о серьезности намерений.
В настоящее время дом №112, как ни странно, не входит в перечень объектов культурного наследия. Однако многие про него знают благодаря освещенным СМИ событиям октября 2011 года, когда в одной из коммунальных квартир на первом этаже провалился пол. К счастью, тогда обошлось без жертв. Но возникла перспектива признания дома аварийным с последующим сносом.
Жалко было бы потерять такое атмосферное место, хотя и понятно: от усадьбы XIX века тут остались только стены, да и то не все, а со стороны улицы над двором нависает довольно угрюмая постройка начала XXI века, которая выросла на месте старого одноэтажного здания.
Справа от шестиэтажки находится второй вход во двор.
А вот так бывшая усадьба Гребежева выглядит на плане.
Итак, исследуя этот квартал, мы обнаружили проходные дворы, которые возникли значительно позже периода усадебной застройки. В соседнем квартале нас ждет пример иного развития событий. Но не будем забегать вперед, всему своё время. У нас же тут не краеведческое исследование, а просто неторопливая прогулка по улице Чапаевской.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).