Найти в Дзене
ПОМОГИ ПРОСТО

Так велит сердце. 5 декабря – Всемирный День Волонтёров

В истории нашей страны много праздников и знаковых дат. И за каждой из них стоят люди. Открытые, душевные, добрые. Которые всегда готовы протянуть руку помощи. Мы собрали истории тех, кто просто помогает. Потому что так велит сердце.
Большие дела маленького фонда
В Ростовской области действует маленький благотворительный фонд «Детская деревня».
– Фондик, – улыбается руководитель организации Юрий

В истории нашей страны много праздников и знаковых дат. И за каждой из них стоят люди. Открытые, душевные, добрые. Которые всегда готовы протянуть руку помощи. Мы собрали истории тех, кто просто помогает. Потому что так велит сердце.

Большие дела маленького фонда

В Ростовской области действует маленький благотворительный фонд «Детская деревня».

– Фондик, – улыбается руководитель организации Юрий Марахонько. – Помогаем особенным детям и старикам. Основное направление – адресная помощь.

Действует фонд в Азовском районе и г. Азов. Дружит с социальным приютом и домом престарелых города Таганрога. Реализует несколько программ: «Праздники», «Особенное детство» и «Паллиативная помощь».

– На берегу Таганрогского залива, в селе Семибалки есть паллиативное отделение на 25 коек, – рассказывает Юрий. – Место, где люди заканчивают жизнь. Помогаем им: снабжаем предметами гигиены, устраиваем небольшие праздники. В период пандемии, конечно, сложно что-то организовать, но я бываю там часто, привожу от фонда фрукты и сладости.

Театральный педагог и школьный учитель истории из Азова Юрий Марахонько молод.

– Скоро 30, – говорит он. – И, знаете, все время думаю о том, как я пришел в благотворительность. Мне часто задают этот вопрос. Историй несколько. Главная – про моё детство.

У каждого из нас свое понятие трудного детства. Я воспитан хорошими родителями, идеалами бабушек и дедушек. Рос в 90-ые, когда на улице царили тёмные времена. Среди детей и подростков процветало то, что сейчас называют буллингом (травля – прим. авт.). Рос я в многонациональном районе города Азов, поэтому многое видел своими глазами и лично сталкивался с травлей. По соседству со мной жил глухонемой парень Захар. Над ним глумились из-за того, что он не слышит и может только мычать. Заступался за него и получал от шпаны сильных трендюлей.

Всё это в совокупности и породило во мне желание помогать людям. Нашёл отдушину в социальной работе. Ты ведь не просто руководитель маленького фонда. Ты же и волонтёр, и автоволонтёр, и кладовщик, и организатор.

Коллектив у нас небольшой. Все добровольцы. Собираемся в маленьком помещении бывшей столовой в селе Овощной. В деревне и библиотека есть, и православный приход, и школа воскресная. Помогаем людям, которые здесь живут. Среди них много многодетных семей. И, знаете, что самое главное, уникальное и даже элитарное в нашей истории? То, что наши благополучатели стали нашими же волонтёрами.

Юрий может долго рассказывать истории о своем волонтёрском опыте и фонде. Есть те, что запали молодому человеку в душу.

– В 2017-ом году в Новомихайловке на Черном море организовали летнюю смену для особенных детей и их родителей. 105 человек поехало. Жили в хорошем пансионате Санкт-Петербургского Политеха. Рядом с нами – заброшенная территория. Как-то повели туда детей (то ли прогуляться, то ли пленэр организовали – уже не вспомню). И там, в здании разрушенной столовой, в закутке, где когда-то была барная стойка, жили два человека – папа Игорь и девочка 14-ти лет с ДЦП по имени Диана. Мы были шокированы и не смогли равнодушно отнестись к ним. Выяснилось, что заброшка когда-то была пансионатом. Игоря обманным путём пригласили на работу в этот пансионат – сторожить территорию. В итоге он там завис вместе с дочерью.

Наша смена длилась 10 дней. Каждый вечер мы проводили мероприятия в поддержку Игоря и Дианы. Кормили их горячей едой, к концу смены собрали сумму, купили Диане специальный столик для кормления, продукты, игрушки, памперсы… Через год, когда я снова оказался в Новомихайловке, Игоря и Дианы там уже не было. Где они сейчас, мы не знаем.

И такие истории в жизни маленького фонда «Детская деревня» происходят почти каждый день.

– Возвращаясь к детству, понимаю, что школа конца 90-ых – начала нулевых – это вообще отдельная тема, – отмечает Юрий. – Там можно было только выживать. Тем не менее, я стал педагогом. И, проработав в школе 12 лет, понимаю, что сама система образования полна разочарований.

Она могла бы дать лучшее, привести новых людей в социальную, культурную, творческую жизнь, в милосердие. Могла бы помочь, но она абсолютно бесчеловечна, направлена на зарабатывание денег и цифровизацию. В таком безумном потоке сложно находить время для добрых дел. Но мы должны думать о людях. Пандемия показала нам всю ценность человеческого общения. Мы соскучились друг по другу, и, пробыв в изоляции, наконец, начали понимать, что человеку нужен человек. Поэтому фонд «Детская деревня» будет продолжать помогать тем, кто в этом нуждается.

-2

Просто помогать людям

– Не знаю, почему и как всё это получилось, но как-то получилось, – мягко говорит москвичка Елена Николаевна. – Моя история волонтёрства началась в 1988-ом году. Тогда понятия «волонтёр» вовсе не было. В тот день, когда в армянском городе Спитак произошло ужасное по своей разрушительной силе землетрясение, мы с мужем играли свадьбу.

После свадьбы вернулись из деревни в город. Повсюду была слышна траурная музыка. Узнали про трагедию.

Супруг был тогда лейтенантом, я – студенткой. Мужа вместе с солдатами отправили в Спитак. Я решила ехать добровольцем. Пришла в институт, а там ребята из ДОСААФ собирают отряд. И мы поехали в Армению помогать братскому народу.

Это сейчас я в некотором роде отношусь к той поездке, как к приключению. На самом деле это было душераздирающее зрелище. В Спитаке впервые увидела такое огромное количество мёртвых людей. Гробов не хватало. Никакой специальной техники у нас не было. Мы носили обычные брезентовые робы. Отовсюду слышался трупный запах. Чтобы не заразиться, всюду добавляли марганцовку. И запах этой марганцовки преследовал меня еще очень долго. Пять лет я не могла спать одна. Кричала по ночам. Было страшно. Но этот опыт подарил мне новый круг общения и друзей. Ах, да, ещё дали медаль (улыбается).

В юности Елена Николаевна профессионально занималась спелеологией – лазила по пещерам. Была чемпионкой Хабаровского края по спелеотуризму. В период развала Советского Союза образовалось новое общество спасателей. Ребят-спелеологов часто приглашали принять участие в операциях. Но профессиональным спасателем Елена Николаевна не стала – не смогла прыгнуть в воду с корабля и побороть страх глубины.

Тем не менее, добровольцем она принимала участие во многих спасательных операциях. Последняя из них – наводнение в Крымске. Женщина развозила питьевую воду и вещи, готовила еду. В те годы Елена Николаевна получала психологическое образование, что тоже очень помогло ей поддерживать дух спасателей и пострадавших.

– Наверное, во мне говорит авантюризм и желание помочь, – пожимает плечами. – Я не могу раздавать советы на тему волонтёрства. Мне просто нравится помогать людям. Знаете, в обычной жизни нам зачастую не хватает приключений и эмоций. Кто-то находит все это в алкоголе или наркотиках, а кто-то спасает людей. Я выбираю быть волонтёром.

-3

Зареченские добровольцы

У города Заречный, в Свердловской области, есть свои волонтёры, которые не состоят в фондах, но занимаются добрыми делами, помогают людям и организуют социальные проекты.

Ивана и Татьяну Мининых знает весь город. Красивая и улыбчивая пара помогает в реализации чужих добрых идей. Во время карантина ребята помогали представителям старшего поколения – покупали и доставляли на дом медикаменты и продукты. Являются кураторами акции «Бессмертный полк» – следят за порядком, координируют участников. На День защитника Отечества Иван и Таня организовали и провели «Весёлые старты» для жителей города, а потом раздавали замерзшим участникам уличных гуляний солдатскую кашу.

Знают их и любители подлёдного лова. На соревнованиях по зимней рыбалке ребята тоже помогают в организации. И, конечно, участвуют в экосубботниках – разъясняют, почему важен раздельный сбор отходов, и как его правильно организовать.

– В Заречном нет станции переливания крови, – рассказывает Татьяна. – Приходилось ездить в Екатеринбург. Ваня организовал в нашем городе День донора. Теперь медико-биологическое агентство приезжает к нам 4 раза в год.

На общественных началах семейная пара организует квесты для детей и взрослых. Вместе с сотрудниками полиции проводит игры по ПДД для малышей и школьников, ищет спонсоров для покупки призов и светоотражающих элементов для участников мероприятия.

– Самое любимое занятие – «дедморозить», – смеётся Татьяна. – Под Новый год Дедом Морозом и Снегурочкой ходим по квартирам, поздравляем детей из неблагополучных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, дарим подарки. С нами всегда ходит соцработник, иначе нас не пустят и могут даже послать по известному адресу.

Добрым делам, которые числятся за Миниными, уже нет счёта. Их всегда приглашают туда, где нужна хоть какая-то помощь. Иван и Татьяна никогда не отказывают.

– У меня очень активный муж, – говорит Таня. – Он постоянно что-то делает, а я подсказываю. Нам интересно помогать. Узнаёшь много нового, знакомишься с людьми, а потом видишь их ответную реакцию, и хочется снова и снова делать добрые дела.

Порой заходим в грязные квартиры с не самыми приятными ароматами или малюсенькие домишки, в которых живет много человек. И видим ребёнка, к которому пришла сказка. Он волнуется, смотрит во все глаза на Дедушку Мороза (Снегурочка всегда меньше привлекает). Мне ужасно жаль таких ребятишек. Стараешься сделать их счастливее хотя бы на 10-15 минут. Это тяжело. Иногда до слёз. Но ребятки так радуются и учат стихи, что можно забыть про свои слабые нервы.

И так со всеми проектами. Ты видишь счастливые и благодарные глаза тех, кому помогаешь, и на душе становится светлее.

Солнечные люди

Олеся Волкова из Новосибирска занимается волонтёрской работой 10 лет.

– Моя мама работала в магазине «Охотспорттовары», – рассказывает девушка. – Периодически к ней в магазин приезжал директор детского дома. Мы передавали с ним вещи и игрушки. А потом я подросла и вместе со знакомыми решила помогать ребятам из детского дома.

Первый раз я поехала в Мошковскую специальную (коррекционную) школу-интернат в качестве фотографа. Сразу поняла, что для меня это навсегда. А потом в моей жизни случился фонд «Солнечный город», я стала куратором-волонтёром, и мы с ребятами создали команду «Добролисы».

Мошково, Колывань, Чумаково, Ояш, Новосибирск – география команды Олеси обширна. Дети, с которыми когда-то она работала, выросли, повзрослели, выпустились из школы. Теперь они студенты. У тех, кто чуть старше, появились семьи и дети. Как и 10 лет назад, «Добролисы» продолжают нести добро. Ребята организуют Дни именинников и помогают детям в социализации. Они поддерживают бывших воспитанников детских домов, которые стали родителями. Курируют занятость детей в свободное от учебы время.

– Мы всегда говорим спасибо всем, кто помогает нашей команде и поддерживает фонд «Солнечный город», - говорит Олеся. – Искренне благодарны всем, кто понимает, как важно регулярно общаться с ребятами из детских домов. Как важна постоянная помощь и включённость в их судьбы. 10 лет – не предел. Это старт и новые задачи, к которым мы готовы. Так что, «Солнечный город», «Добролисы», вперед и только вперед!

-4

Вместо послесловия

Когда материал готовился к печати, мы не ожидали, что клич, кинутый в социальных сетях, привлечет столько отзывчивых людей – добровольцев, волонтеров фондов, обычных ребят, которые помогают потому, что их сердца действительно так велят.

Спасибо:

Юрию Марахонько и фонду «Детская деревня» https://www.instagram.com/detskaya_derevnya/

Елене Николаевне

Ивану и Татьяне Мининым

Олесе Волковой и команде «Добролисы» https://vk.com/good.works

Спасибо всем, кто откликнулся. Мы обязательно расскажем ваши истории. С Днем волонтёра, друзья!

Автор статьи: Галина Карташова @galechkina