Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Уральские Рембрандты в Екатеринбурге - фотографы Козловы

Если фамилии Метенкова и Терехова пожалуй известны каждому, кто интересуется историей уральской фотографии, то фамилии уральских светописцев Козловых оказались почти забыты.

В данной заметке представляем Вашему вниманию публикацию изысканий известного фотожурналиста Екатеринбурга Евгения Бирюкова, которые были давным-давно опубликованы в литературно-художественном альманахе "Проталина" в 2012 году.

Бирюков Е.М. читает лекцию на фоне фотографий Метенкова
Бирюков Е.М. читает лекцию на фоне фотографий Метенкова

Портреты и фотографии, которые обнаружил Е. Бирюков, были найдены им на помойке, куда внуки фотографов выкинули богатство дедов. Перед публикацией статья была отредактирована на фактическую точность, но, возможно, внимательные читатели смогут найти и другие "погрешности" в изложении материала.

Е. Бирюков пишет: "Судьба трёх братьев Козловых прошла маршрутом "красного колеса". Это была большая семья активных тружеников, выдающихся фотографов Урала. Они поставили своё дело настолько образцово, что их фотозаведение в Екатеринбурге с 1910 года стало лучшим. Их светопись сравнивали с полотнами #Рембрандта. И на оборотах фирменных бланков-паспарту было торжественно написано "Рембрандъ. Центральная фотография братьев Козловых". Неизвестно, как дальше бы все пошло, если бы их не разметал октябрьский вихрь.

Фотоаппарат и палитра
Фотоаппарат и палитра

Братья - Николай, Александр и Иван - родились в [селе Пристань - Прим. ред.] близ #Артинского завода, что находится у города #красноуфимск. Старший Николай был склонен к рисованию, даже учился в Императорской Академии художеств у Д.Н. Кардовского и Я.Ф. Ционгалинского, но академию не окончил [в оригинале упоминается Общество поощрения художеств, в котором упомянутые художники не работали]. Со временем он стал членом попечительского совета художественно-промышленной школы и даже мещанским старостой - пишет Е. М. Бирюков. - Но общественные дела не поглотили "Рембрандта". Он открыл для себя и увлёкся относительно новым тогда изобразительным средством - светописью (фотографией). Уверовав в её доходные возможности, он заинтересовал фотоделом и братьев.

Уральский фотограф Николай Козлов (1871-1938). Фото из архива Е. Бирюкова
Уральский фотограф Николай Козлов (1871-1938). Фото из архива Е. Бирюкова

В 1907 году Николай по случаю приобрел "Фотографию" в Камышлове. Дружно взялись братья овладевать секретами мастерства.

Дом фотографов в Камышлове на ул. Розы Люксембург, 4 [2], 1917. В левом отделе на третьем этаже располагалась фотолаборатория
Дом фотографов в Камышлове на ул. Розы Люксембург, 4 [2], 1917. В левом отделе на третьем этаже располагалась фотолаборатория

И вот уже приобрели фотозаведение в Тюмени. Здесь их однажды посетил патриарх уральской фотографии Вениамин Метенков и весьма лестно отзывался о работах.

Бр. Козловы. Портрет мальчика, предположительно, родственник фотографа
Бр. Козловы. Портрет мальчика, предположительно, родственник фотографа
Бр. Козловы. Портрет мальчика, 1914. Предположительно, родственник фотографа. На обороте написано: "Апусинька, это снят твой дед Аркадий в 1914 году в первый год первой империалистической германской войны"
Бр. Козловы. Портрет мальчика, 1914. Предположительно, родственник фотографа. На обороте написано: "Апусинька, это снят твой дед Аркадий в 1914 году в первый год первой империалистической германской войны"

Окрылённые успехом, братья Козловы отправились покорять Екатеринбург, оставив свои "Фотографии" в городах #камышлов и #Тюмень наемным мастерам. Обретя твёрдую почву, Козловы стали владельцами заведений в Самаре, Саратове и даже Ялте.

В Екатеринбурге братья сначала осели на улице Пушкинской, 4. Работали они здесь до 1910-1911 годов.

Слева - дом на Пушкинской, 4, где первоначально было фотоателье Козловых. Фото 1910 года.
Слева - дом на Пушкинской, 4, где первоначально было фотоателье Козловых. Фото 1910 года.

Потом новый адрес - Златоустовская [современная Розы Люксембург], 22. Но закрепились они [к 1912 году - Прим. авт.] на Покровском проспекте, 28 - "Центральная фотография "Рембранд".

Дома на месте будущего большого дома на Малышева. Фотоснимок 1963 г.
Дома на месте будущего большого дома на Малышева. Фотоснимок 1963 г.

На фирменном бланке появились изображения фотоаппарата и... палитры художника с кистями. Тексты рекламного объявления заинтересовали бы, наверное, и сегодняшнюю публику:

"Увеличение портретов до натуральной величины. Эффектное рембрандовское освещение. Образцы - в витринах".

Козлов Иван - отец, мещанин. Фото без даты из архива Е. Бирюкова
Козлов Иван - отец, мещанин. Фото без даты из архива Е. Бирюкова
Портрет мальчика, предположительно, родственника, и жены фотографа Анны Дмитриевны Козловой в сибирских мехах. МИЕ, 1910е гг.
Портрет мальчика, предположительно, родственника, и жены фотографа Анны Дмитриевны Козловой в сибирских мехах. МИЕ, 1910е гг.

Всё это весьма привлекало. К братьям зачастили артисты городского оперного театра - они делали большие заказы для поклонников. Все работы выполнялись в срок. Доход получался существенный - почти 90% от цены [а не стоимости, как указано у Е. Бирюкова] заказа шло в прибыль.

Фотографы Козловы: Александр, Николай, Иван. МИЕ, ок. 1912 г.
Фотографы Козловы: Александр, Николай, Иван. МИЕ, ок. 1912 г.
Фотография жены А.И. Козлова, ок. 1900-х гг. МИЕ
Фотография жены А.И. Козлова, ок. 1900-х гг. МИЕ
Игра в карты семьи фотографа Александра Ивановича Козлова и семьи Боголюбова В. Снято в помещение фотоателье». Фотограф неизвестен. г.Камышлов. около 1913г. МИЕ
Игра в карты семьи фотографа Александра Ивановича Козлова и семьи Боголюбова В. Снято в помещение фотоателье». Фотограф неизвестен. г.Камышлов. около 1913г. МИЕ

К 1914 году Николай Иванович Козлов стал видным общественным деятелем, вышел в мещане. Его избрали депутатом Городской думы. Фактически в это время он отошёл от фотодела.

Козлов Н.И., Около 1914 г. МИЕ
Козлов Н.И., Около 1914 г. МИЕ

[Согласно сведениям В. В. Егорова в сентябре 1917 г. он был также кандидатом в депутаты Камышловского уездного земства. В следующем году он продал фотоателье екатеринбургскому фотографу Р. Г. Шляпникову [4]].

Младший брат Иван решил заняться фотографией самостоятельно, вышел из семейного бизнеса и взял себе камышловское фотозаведение. Он даже именовал себя Иваном... Уральским, а от фамилии отказался.

Дом И.И. Козлова в Камышлове на ул. Розы Люксембург. Фото из архива В. Бунькова
Дом И.И. Козлова в Камышлове на ул. Розы Люксембург. Фото из архива В. Бунькова
Фотоателье в Камышлове на Розы Люксембург, 1920-е гг. Фотография из архива семьи Мельниковых
Фотоателье в Камышлове на Розы Люксембург, 1920-е гг. Фотография из архива семьи Мельниковых

Александр [Козлов] остался главой "Центральной фотографии". Тогда-то и добавилась на вывеске... корона! Первая мировая война никак не повлияла на его бизнес, он по-прежнему был обеспечен материалами, и рост его продолжался.

Козлов А. Фото 1930-х гг. из архива Е. Бирюкова
Козлов А. Фото 1930-х гг. из архива Е. Бирюкова

Во время Февральской революции 1917 года отряд разгулявшихся солдат [Екатеринбурга] сбросил "коронную" вывеску. Александр срочно продал фотозаведение и отбыл в Арти. И тут начинает свой путь "красное колесо". Александр встал в ряды борцов за Советскую власть. Теперь он политкомиссар Первого красноуфимского полка при особом отделе дивизии № 30. Только с приходом НЭПа Александру удалось открыть в Красноуфимске фотографию. Она действовала до 1930 года.

Реквизит для съемок. Фотоателье А. Козлова в Краасноуфимске, 1928. Фото из архива Е. Бирюкова
Реквизит для съемок. Фотоателье А. Козлова в Краасноуфимске, 1928. Фото из архива Е. Бирюкова

В 1931 году Александр Иванович Козлов стал активистом Областного союза [в тексте Е. Бирюкова неточно указано "совет" - Прим. ред.] воинствующих безбожников (лектором, инструктором,завотделом, председателем).

Красноуфимское отделение Союза воинствующих безбожников, 1937. В центре - Александр Козлов. Фото из архива Е. Бирюкова
Красноуфимское отделение Союза воинствующих безбожников, 1937. В центре - Александр Козлов. Фото из архива Е. Бирюкова

Вскоре он перебрался в Свердловск. Здесь он технический руководитель городской артели фотографов. Ему удалось пережить годы Великой Отечественной войны. Умер он в 1959 году.

Основные беды лихолетья коснулись самого старшего из братьев - Николая. Он вернулся на стезю живописи. Поскольку он был членом РКП(б), то в 1932 году [в тексте Е. Бирюкова неверно указан 1931 год - Прим. ред.], когда создавалось Свердловское отделение Союза художников СССР, именно Николая выбрали его первым председателем.

Комиссия по проверке соцдоговоров, 1937. Второй слева - Николай Козлов. Фото из архива Е. Бирюкова
Комиссия по проверке соцдоговоров, 1937. Второй слева - Николай Козлов. Фото из архива Е. Бирюкова

А в 1937 году [21 декабря - Прим. ред.] арестовали за якобы старую контрреволюционную деятельность и расстреляли [3 января 1938 года, см. [3] - Прим. ред.]" - заканчивает заметку Е. Бирюков.

По мнению В. Егорова среди работ Николая Козлова известны картины "Бемоль" (1928) и "Квинта диез" (1928) в стиле символизма, а также написанные в 1930-е годы "Женский портрет" и "Пионерка" [4], которые пока недоступны широкой публике.

P.S. Похоже, что сведения, которые пересказывает в своей статье И. Балыбердин, Виталий Шитов как раз прочитал в заметке Е. Бирюкова))

-21

Ссылки:

1) Бирюков Е. Сокрушение "Рембрандтов" // Проталина. 2012. Вып. 3-4. С. 80-85.

2) Балыбердин И. Камышловские фотографы – братья Козловы // Камышловские известия. 22.11.2012

3) Книга памяти жертв политических репрессий. Свердловская область. Т. 4. Екатеринбург: ГИПП "Уральский рабочий", 2003. С. 178.

4) Егоров (Гривский) В. Козлов Николай Иванович. Биография. https://artchive.ru/artists/88608~Nikolaj_Ivanovich_Kozlov/biography