Вчера на одном канале читала статью о том, что из журналистов получаются плохие копирайтеры – и что гораздо легче обучить человека копирайтингу с нуля, чем «переучивать журналиста». Мол, последнего уже ничего не спасёт: он умеет писать только красивые фразы с «журналистскими штампами» и не способен подстроиться под целевую аудиторию и рассказать о товаре или услуге доступным языком.
А сегодня в статье другого автора меня зацепили слова, что тексты ради текстов никому не нужны, время копирайтеров и контент-менеджеров уходит, а на смену им приходят яркие личности – блогеры. Сказал – как отрезал!
Меня всегда удивляло, почему люди смежных профессий, которые в принципе делают одно дело, привыкли с легким пренебрежением отзываться о «другой касте»…
Раньше говорили, что несостоявшийся писатель становится литературным критиком. В XXI веке профессия литературного критика стала совсем неактуальной авторы статей в стиле «ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый» не в счет, поэтому акценты сместились.
В начале 2000-х, во времена расцвета ЖЖ-сообщества paparazzi я как-то встретила интересное высказывание:
Тот, кто не смог стать писателем, становится журналистом, а если не смог стать и журналистом – идет в пиарщиками.
Не знаю, кто первый это придумал, но получилось, что несчастные пиарщики – вообще в самом низу иерархии. И, заметьте, речь тут вовсе не об уровне дохода – скорее, о мнимой элитарности. Блогеры тогда еще не были «инфлюенсерами», потому их не посчитали. Копирайтеры тоже не в счет – они ведь просто «рабочие лошадки», пишущие по ТЗ, а не «яркие личности».
Но если оглянуться назад, окажется, что блогеры существовали всегда, просто раньше их называли иначе – публицистами. Публицистика – одно из направлений журналистики (хотя существуют разные системы классификации; иногда журналистов и публицистов относят к «разным лагерям»). Принципиальная разница в том, что публицист высказывает частное мнение по конкретному вопросу, а журналист – передает разные точки зрения и стремится к объективности (ну это в идеале, конечно).
В свое время, когда я задумывала собственный курс по копирайтингу (да-да, это еще один мой нереализованный проект), я пыталась найти в сети четкое определение слова «копирайтер». Но все найденные варианты меня не устраивали – значение было слишком узким.
Пришлось придумать своё, более широкое определение:
Взгляните на мир с такой точки зрения, и окажется, что журналисты, блогеры, пиарщики и копирайтеры – все-таки коллеги, а не враждующие представители «разных каст».
И я убеждена, что один и тот же человек может быть успешным журналистом, блогером и копирайтером «в одном флаконе».
Копирайтинг и журналистика
Если не вдаваться в тонкости профессии, современный журналист – тот, кто работает в редакции какого-либо издания, причем не обязательно имеющего лицензию СМИ.
Различия между интернет-журналистикой и информационным копирайтингом сегодня настолько условны, что читатели часто не видят разницу. Автора подборки необычных новогодних блюд, которая опубликована в глянцевом журнале, скорее всего, назовут журналистом. Если же аналогичная статья попала на сайт о кухонной технике – предположительно, ее писал копирайтер.
С другой стороны, работа «досугового журналиста» (есть и такое определение – его придумали сами авторы) кардинально отличается от работы корреспондента, репортера, сотрудника информагентства или ведущего новостей. Между репортажем из «горячей точки» и колонкой о вкусной и здоровой пище – огромная пропасть.
При желании можно было бы построить новую иерархию и заявить, что копирайтинг – низшая ступень журналистики. Но это звучит глупо, правда?
Копирайтинг и блогинг
Тут немного проще. Копирайтинг – оплачиваемая работа, а блогинг – хобби с возможностью заработка.
Копирайтер пишет тексты на заказ и получает за них деньги (работа оценивается либо по количеству знаков, либо попроектно – как договоритесь с заказчиком).
Блогер делится в блоге своим мнением и своими впечатлениями. Теоретически он может вообще ничего не зарабатывать, а писать только ради удовольствия и общественного признания. С другой стороны, блог может хорошо монетизироваться. Но это будет доход от рекламы, а не от написания текстов.
Если блогер пишет рекламную статью на заказ, в этот момент он выступает в роли копирайтера. Иногда тексты для авторского блога пишет не сам владелец, а кто-то, кого он нанял. Его помощник – скорее всего, копирайтер или журналист, ищущий подработку. Можно запутаться, правда?
Будет ли в этой статье какой-то умный вывод?
Разве что такой:
Понравилась публикация?
Ставьте лайк и подписывайтесь на «Будни редактора»!
Хотите поспорить? Пишите в комментариях, с чем вы не согласны 👇👇👇