Найти тему
This is 🎬 Kино

Причина, по которой Станислав Лем пришел в ярость, когда Андрей Тарковский собрался экранизировать его роман «Солярис»

Считающийся многими одним из величайших фильмов в истории кино, «Солярис» Андрея Тарковского ознаменовал собой существенное изменение подхода к жанру научной фантастики. Этот советский научно-фантастический художественный фильм основан на одноименном романе Станислава Лема 1961 года, главные роли в котором исполнили Наталья Бондарчук и Донатас Банионис.

  • Сюжет картины рассказывает о психологе, которого отправляют на космическую станцию, вращающуюся вокруг планеты под названием Солярис. Он должен исследовать смерть доктора, а также противоречивые психические состояния других космонавтов, но обнаруживает, что у планеты есть собственная неврология.
Станислав Лем, Андрей Тарковский
Станислав Лем, Андрей Тарковский

Хотя экранизация Тарковского не была первой (в 1968 г. Борисом Нюрнбергом был снят телеспектакль), она, безусловно, самая известная и увековеченная за свой вклад в лучшее понимание кинематографической среды. И больше, чем элементы научной фантастики в фильме, Тарковского интересовала человеческая проблема. Такой подход режиссера к пониманию романа способствовал его спору с Лемом.

В октябре 1969 года Станислав Лем встретился с Тарковским и литературоведом Лазаром Лазаревым в московской гостинице «Пекин», чтобы обсудить сценарий. Лем отвергал любые изменения, которые Тарковский видел в своей адаптации, и не мог понять, что на этой встрече делает Лазарев.

Писатель утверждал, что в его романе уже есть все необходимое для фильма и все попытки Тарковского убедить его в том, что ему как режиссеру виднее, он игнорировал. А когда Лазарев задал вопрос, не желает ли Лем посмотреть одну из работ Тарковского, писатель отрезал: "У меня нет времени на это".

 Наталья Бондарчук и Донатас Банионис. Кадр из фильма "Солярис" 1972
Наталья Бондарчук и Донатас Банионис. Кадр из фильма "Солярис" 1972

Но встреча в итоге вышла плодотворной, так как Станислав Лем уступил и дал согласие на продолжение работ. Как сказал писатель, принципиально он ничего не запрещает, но он открыто выступает против видения Тарковского. Вспоминая ту встречу, Лем настаивал на том, что он не писал книгу об «эротических проблемах людей в космосе»:

"Мы с Тарковским здорово поспорили. Пока тянулся спор, как снимать фильм, я просидел в Москве шесть недель, потом я назвал его дураком и поехал домой".

А вот как объяснил свое творческое видение Тарковский:

«Мое решение сделать экранизацию «Соляриса » Станислава Лема не обуславливалось интересом к научной фантастике. Существенная причина заключалась в том, что в «Солярисе» Лем затронул моральную проблему, которая меня интересует. Более глубокий смысл романа не укладывается в рамки научной фантастики. Это роман не только о встрече человеческого разума и Неизвестного, но и о моральных конфликтах, вызванных новыми научными открытиями».
Станислав Лем/Андрей Тарковский. Фото: ru.wikinews.org, mubi.com
Станислав Лем/Андрей Тарковский. Фото: ru.wikinews.org, mubi.com

Таким образом, главное разногласие автора романа и режиссера будущего фильма заключалось в том, что Андрей Тарковский сосредоточился на философском значении разумного океана для человека, а не на самом океане. Польский писатель назвал фильм Тарковского научно-фантастическим «Преступлением и наказанием», а не экранизацией «Соляриса».

Как итог, фильм и книга стали самостоятельными произведениями. «Солярис» Лема смотрит в глубины вселенной и пытается сформулировать точную картину внеземной системы, выходя за рамки ограниченного человеческого мышления, в то время как Тарковский полагал, что эта потусторонняя сказка может больше сказать о человеческом виде и функционировании его психики.

__________

Друзья, если вам понравилась статья - ставьте лайк. И не забывайте подписаться на канал, чтобы ничего не пропустить