Автор.
Американский писатель ХХ века. Считается одним из основоположников библиографического романа. Помимо Ван Гога, жертвами писателя стали и другие великие личности: Микеланджело, З.Фрейд, Дж.Лондон, А.Линкольн и др.
Количество страниц.
640.
Рекомендация или задняя передача.
Вопрос больше состоит в том, стоит ли её перечитывать дважды. Ответ - да.
Сюжет.
История жизни Винсента Ван Гога.
Особо интересные моменты.
Как и в "Мартине Идене" Дж.Лондона, больше всего цепляет стремление человека идти к своей цели несмотря ни на что. Его отвергают-даже родные отец и мать отговаривают его от своей мечты, над его стилем насмехаются, где-то унижают, но он двигается вперёд, он делает то, что любит больше всего в этой жизни - он рисует и делает это так, как он видит и как хочет.
И что очень важно, у него всё-таки есть один человек, который его поддерживает, верит в него и помогает, как финансово так и в плане моральной поддержки. Кто же это? Ответ в книге. НО когда у вас есть такой человек - это уже очень много.
Проститутка, психиатрическая больница, отрезанное ухо, угольная шахта, вечная слава - Ван Гог практически рок-н-рольщик своего времени.
Интересные факты.
Как пишет наша любимая Википедия, книга была отвергнута 17 издателями, прежде чем была опубликована.
Что полезного?
Уважение к искусству. Или хотя бы частичное проникновение в эту область. Желание полистать самые знаменитые произведения художника и проникнуться в них, с учётом истории их создания. При виде картин Ван Гога больше не будете ковырять в носу, а сможете хотя бы мало-мальски поддержать диалог, но это будет не на заводе. Там своё искусство.
Цитаты:
----------------------------------------------------------------------------------------
"Не писать Рембрандт не мог. Хорошо он писал или плохо — не важно, но только Живопись делала его человеком. Искусство тем и дорого, Винсент, что оно даёт художнику возможность выразить себя. Рембрандт сделал то, что считал целью своей жизни, и в этом его оправдание. Даже если бы его искусство ничего не стоило, то и тогда он прожил бы свою жизнь в тысячу раз плодотворнее, чем если бы подавил свой порыв и стал богатейшим купцом Амстердама." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"Теперь он жил в такой же лачуге, как все углекопы, ел ту же пищу, что и они, спал на такой же, как у них, кровати. Он ничем от них не отличался. Теперь он имел право проповедовать им слово божье." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"– Это игра, отец, и художник идет на риск.
– А стоит ли такого риска выигрыш?
– Выигрыш? Какой же именно?
– Деньги. Положение в обществе.
Впервые за весь разговор Винсент оторвал глаза от бумаги и вгляделся в лицо отца, вгляделся зорко и пристально, словно перед ним сидел чужой человек.
– Но мы, кажется, говорили не об этом, а об искусстве, – сказал он." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
" — Нищета губит человека.
— Да, она губит слабых. А сильных — никогда! Если вас погубит бедность, значит, вы слабый человек, туда вам и дорога." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
– Я только ел, спал и работал, как всякий художник. Что же тут порочного?
– Ты называешь себя художником?
– Да.
– Какая чушь. Ты не продал ни одной картины за всю жизнь.
– Разве быть художником значит продавать картины? Я думал, что художник – это человек, который всегда ищет и никогда не находит. Для него не существует слов: «я знаю, я нашел». Когда я говорю, что я художник, это значит лишь: «я ищу, я стремлюсь, я отдаюсь этому всем сердцем». (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"На следующее утро они шли рядом по Вагенстраат, такие не похожие друг на друга: младший брат был одет с иголочки, ботинки у него сверкали, рубашка была накрахмалена, галстук повязан безукоризненно, костюм отутюжен, черный котелок небрежно сдвинут набок, мягкая каштановая бородка аккуратно подстрижена, и шел он размеренным, ровным шагом; старший – в стоптанных башмаках, в залатанных брюках, по цвету совсем не подходивших к его узкому пальто, без галстука, на макушке – нелепая крестьянская шапка, борода завивается буйными рыжими кольцами, – шел сбивчивым шагом и без умолку говорил, размахивая руками. Они и не подозревали, как странно они выглядели со стороны. "(с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"Ты знаешь, где у меня особенно отзывается твоя живопись?
– Не знаю. Где же?
– В кишках. У меня выворачивает все нутро. Так давит и крутит, что я еле сдерживаюсь.
– Что ж, может быть, я стану сбывать свои произведения в качестве слабительного. Повесишь такую картину в уборной и поглядывай на нее ежедневно в определенный час." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"Но, только работая, Винсент чувствовал, что он живет. Иной жизни у него не было. Он был лишь механизмом, слепым автоматом, который глотал по утрам еду и кофе, жадно хватал краски, выплескивал их на холст, а вечером приносил законченное полотно.
Для чего? Для продажи? Конечно, нет! Он знал, что никто не купит его картины. Какой же смысл торопиться? Зачем он гонит, пришпоривает себя и пишет одну за другой десятки картин, для которых уже не хватает места под его жалкой металлической кроватью?
Винсент уже не жаждал успеха. Он работал потому, что не мог не работать, потому что работа спасала его от душевных страданий и занимала его ум. Он мог обходиться без жены, без своего гнезда, без детей; мог обходиться без любви, без дружбы, без бодрости и здоровья; мог работать без твердой надежды, без самых простых удобств, без пищи; мог обходиться даже без бога. Но он не мог обойтись без того, что было выше его самого, что было его жизнью – без творческого огня, без силы вдохновения." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"- Как бы то ни было, - сказал он себе, - холст, который я закрасил, все-таки стоит дороже, чем чистый. На большее я и не претендую - в этом мое право писать, мое оправдание." (с)
----------------------------------------------------------------------------------------
"Я был поистине безумцем. – Да, но каким чудесным безумцем! Когда тебя не будет на свете, Винсент, мир поймет, что ты хотел сказать. Полотна, которые ты не можешь продать сегодня за сотню франков, будут стоить миллионы. Ах, ты смеешься, но я говорю тебе правду. Твои картины будут висеть в музеях Амстердама и Гааги, Парижа и Дрездена, Мюнхена и Берлина, Москвы и Нью—Йорка. Им не будет цены, потому что никто не захочет их продать. О твоем искусстве, Винсент, напишут целые книги, из романов и пьес люди узнают о твоей жизни. Там, где сойдутся хотя бы два человека, любящие живопись, имя Винсента Ван Гога будет священно." (с)