Найти тему

Бегущий по лезвию. Культовый шедевр и основоположник киберпанка.

Культовый фильм Ридли Скотта вышел в 1981 году. Он основан на романе Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» События происходят в Лос- Анджелесе будущего, где все в лучший традициях зарождавшегося киберпанка. Бедность, грязь, глубокие классовые различия, азиатская культура которая все больше захватывает мир. Над городом редко светит солнце, постоянно идет дождь, а тесные улицы и трущобы освещает огни неона.

Ридли Скотта первым показал на большом экране как должен выглядеть киберпанк. Роман "Нейромант" только писался, японский киберпанк еще не появился, а в бегущем уже над темным городом возвышалась огромная пирамида корпорации.

-2

Фильм не устарел ни на день. Все пейзажи выполнены с помощью миниатюр, а не достатки бюджета скрывает аутентичная ночь и дождь. Постоянно снуют люди ведь города перенаселены и это тоже прячет малый бюджет фильма. Такая изобретательность позволили фильму стать невероятно атмосферным. Нуар смешанный с мрачным будущем одним словом классика.

-3

Корпорация Тайрел - создатели репликантов, искусственных андроидов, которые очень похожи на человека. Они выполняют опасную работу и служат людям, но некоторые из них решают противиться этому. Вести охоту за такими особями призваны особые агенты названные Бегущими по лезвию.

Главный герой фильма один из таких. Рик Декарт тогда был еще не заезженным образом. Уставший от жизни полицейский в длинном плаще и пистолетом под ним. Этот архетип крутого детектива будет повторяться еще множество раз в фильмах или аниме.

-4

Цель Декарта просто найти и обезвредить группу репликантов под руководством Роя Батти. Начинается его расследования в ходе которого он познакомиться с женщиной Рейчел - новой моделью андроида которая даже не знает что она андроид. Ее воспоминая искусственные. Ее образ это "роковая женщина" которая тоже станет основой многих произведений жанра.

-5

Невероятный сюжет который удивляет и в наши дни. Философский и библейский. Он поднимает тему о жизни, судьбе человека и что делает его таковым, и наконец о том являются ли андроиды людьми? Они могут говорить, могут мыслить и мечтать, но почему же тогда они рабы людей? Почему они отведена так мало?

Так же через всю картину проходит конфликт между создателем и его созданием. Рой хочет изменить эту систему он не злодей он просто хочет лишь найти выход ведь срок жизни андроидов Nexus - 6 всего несколько лет. Андроиды во всем лучше своих создателей людей, по сути это новый этап эволюции - сверхчеловек. Венец творения. Но почему же тогда их жизнь так коротка.

-6

Рой библейски убивает свого создателя и поняв что выхода нет он начинает играть с Декартам, а в культовом финале картины спасает человеческую жизнь детектива, висевшего на краю крыши в замен своей. Даруя самый главный дар Декрету, котрого нет у Роя. Жизнь.

Сам Рик меняется по ходу фильм, понимая что репликанты которых он должен убить более человечны чем он сам. Он влюбить в репликанта и сам начнет задумываться о своем существовании.

В финальном монологе, который трогает до слез Рой говорит что видел такое что обычный человек ни когда не увидит. Он несовершенен и его жизнь конечна. Как и жизнь репликанта. Рой жил как робот, мечтал стать человеком и умер как Бог.

  • "Я видел такое, что вам, людям, и не снилось... Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера... Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде. Время... умирать".
-7

Рой является аллюзией на Христа его ладони были пробиты стальными стержнями как и ладони христа на распятии, он выпускает из рук голубя - символ души и умирает за человеческий род который создал его совершенным, но не вечным. Из за дождя так не стало ясно текли ли его слезы. В фильме много отсылок к Библии и по сути бегущий своеобразное ее переложение, даже имя главного героя явно намекает на философа Декарта, его учение тоже можно найти в сюжете фильма, а Рой цитирует другого философа - Ницше

-8

В финале картины остается вопрос, а является ли сам Декарт человеком или он тоже репликант? Фильм не дает точного ответа оставляя зрителя в раздумьях и метаниях.

Культовый фильм недооцененный в свой время, провалившийся в прокате, но ставший классикой всей фантастики в будущем