- Не получается распрощаться с греками! Помните вздорного молодого родственника Перикла - Алкивиада, воспитанного в его доме? Любимец Сократа, политик, полководец. Известен своими выходками и окружен обожателями. Слава его была велика. Известны даже имена его кормилицы и воспитателя, о которых упоминает Платон.
- Со временем этот человек стал полководцем и выдающимся политиком. Хотя, кто мог превзойти Перикла? Но времена менялись. А какие времена, такие и политики.
- Продолжение следует:
Не получается распрощаться с греками! Помните вздорного молодого родственника Перикла - Алкивиада, воспитанного в его доме? Любимец Сократа, политик, полководец. Известен своими выходками и окружен обожателями. Слава его была велика. Известны даже имена его кормилицы и воспитателя, о которых упоминает Платон.
Кто они были - наследники героических дедов, отстоявших Элладу от полчищ персов, и отцов, построивших прекраснейший в мире город - Афины классического периода 5 в до н.э.?
Красота его, как описывает Плутарх, "Оставалась цветущей и в детстве, и в юности, и в зрелом возрасте, словом - всю его жизнь, делая его любимым и приятным для всех... Алкивиад, среди немногих, имел это счастье, благодаря своему прекрасному сложению и здоровью".
Характер его был противоречивым и склонным к неожиданным выходкам. Рассказывают, что в детстве в драке, когда почувствовал, что его одолевают, он укусил товарища за руку. Тот отпустил его со словами: "Ты, Алкивиад, кусаешься, совершенно, как женщины". На что он ответил: "Вовсе нет - как львы!" В другой раз, будучи еще маленьким, он играл на улице в кости. К этому месту подъехала груженая повозка. Возница, человек грубый, не слушал просьб детей остановиться и дать им доиграть. Тогда Алкивиад бросился на землю лицом вниз прямо перед повозкой. Испуганный возница осадил лошадей.
Распущенность уживалась в нем с талантливостью, которая может усилить как плохие, так и хорошое качества. Вседозволенность чередовалась с приступами самоуничижения. Сократу приходилось многое объяснять избалованному юноше, который сам критиковал всех, в том числе и своего опекуна Перикла.
Рассказывают также, что он презирал игру на флейте и не хотел в отрочестве ей учиться. "Плектр и лира не искажают лица играющего и выражения, приличествующего свободному", - говорил он, "А у флейтиста щеки надуваются и лицо становится неузнаваемым. Также, играя на лире, можно одновременно петь, а флейта не дает ни петь, ни говорить. Пусть играют на флейте фиванцы - они не умеют вести беседу. Мы же, афиняне, имеем родоначальниками богов Афину и Аполлона, как говорят наши отцы. И они презирали флейту". С тех пор, по преданию, флейта была исключена из числа занятий благородных людей.
Сократ, привлеченный красотой и одаренностью молодого человека, старался развить его, по словам самого Алкивиада, "порицая порочность его души, и обличал пустое, бессмысленное самомнение". Алкивиад, изнеженный и окруженный льстецами, сначала не хотел слушать философа, но потом распознал его правдивость, благодаря природной восприимчивости, и стал его другом, оставив богатых и знатных поклонников. Как говорили современники, "только Сократ мог спасти его от гибели и помешать тому, чтобы растение погибло в цвету, не дав засохнуть до времени и опасть прекрасному плоду". Блага, даваемые богатством и аристократическим происхождением, все же не ограждали его стеной от правдивых и язвительных речей Сократа, произносимых, конечно же, с любовью.
Он презирал себя, восхищаясь Сократом, мог ужинать с ним, ходить походы, и вместе с тем, оставаться крайне надменным и наглым с доброжелателями и поклонниками. И мог спасти почти незнакомого человека, как одного метека (так звали в Афинах иностранцев, не имеющих местного гражданства). Орудием влияния Сократа была только речь, которая "хватала за сердце и вызывала слезы".
"Еще будучи подростком, он принимал участие в экспедиции против Потидеи, где они они сражались плечом к плечу и оба отличились. Алкивиад был ранен. Сократ прикрыл его, защитил и спас ему, на виду у всех, жизнь и оружие. На самом деле, Сократ был более достоин награды за храбрость, но стратеги изъявили желание дать ее Алкивиаду из уважения к его аристократическому происхождению, и Сократ, надеясь развить честолюбие Алкивиада в хорошую сторону, первым выступил свидетелем в его защиту и просил увеньчать его и дать ему полное вооружение", - пишет Плутарх (Избранные жизнеописания, т.1, стр.357)
В битве при Делии афиняне были обращены в бегство. Алкивиад был на коне. Сократ же отступал с пешими войнами. Увидя это, Алкивиад "не проехал мимо, но сопровождал его и защищал от неприятелей, теснивших афинян и и убивавших многих из них"
И он же дал пощечину знатному и пожилому человеку - Гиппонику, отцу Каллия, "не из-за ссоры, а просто для смеха, уговорившись с приятелями". А на следующий день пришел к нему в дом, и сняв гиматий (плащ), отдался во власть хозяина, прося, чтобы тот наказал его плетью. Интересно жили веселые греки! Хозяин не только простил его, но и впоследствие отдал ему в жены свою дочь. Однако ничего путного из этого брака не вышло из-за прекаверзного характера нашего "героя" и его оскорбительных для жены связей с гетерами. Она ушла жить к брату. Но вот штрих из быта:
"Прошение о разводе жена должна была передать архонту лично. Когда она явилась, Алкивиад вышел и, схватив ее, понес через рынок домой. Никто не посмел ни противодействовать ему, ни отнять ее. Насилие же никому решительно не показалось противозаконным и жестоким. Закон на это и был рассчитан: чтобы жена явилась в публичное место, где муж имел бы возможность примириться с ней и удержать ее".
Но не надо думать что не было ничего значительного в жизни "повесы". Конечно, было. Как и все "счастливчики", Алкивиад получал подарки судьбы как бы внезапно, с легкостью: так состоялось его первое публичное выступление - и сразу же - восторг публики! Рассказывают, что он не готовился, а просто проходил мимо, увидел много шумевших афинян, спросил о причине шума (там вносились пожертвования) и тоже решил сделать взнос. Публика стала кричать и рукоплескать. Птица, которую он нес в одежде, выпорхнула и улетела. Народ закричал еще больше и принялся эту птицу ловить... Все было так красочно!
А если серьезно, происхождение Алкивиада, его богатство, доблесть в боях, множество друзей и родственников, и, наконец, красота и обаяние открывали ему большие возможности в достижении государственных должностей. И он был сильным оратором. Блестящее красноречие оттачивалось в беседах и спорах с Сократом. И если верить современникам, Алкивиад "лучше всех умел найти и обдумать что было необходимо в данном положении... однако он не умел легко выпутываться из затруднений".
Из его богатств больше всего привлекали конные заводы и великолепные колесницы. Семи колесниц в Олимпию не посылал никто кроме него, - ни частное лицо, ни царь. Еврипид говорил в своей оде: "Прекрасна твоя победа; всего же прекраснее то, что не удавалось ни одному из эллинов: получить на состязаниях на колесницах и первую, и вторую, и третью награды, дважды без труда достичь увенчания масличным венком и провозглашения глашатаем".
Со временем этот человек стал полководцем и выдающимся политиком. Хотя, кто мог превзойти Перикла? Но времена менялись. А какие времена, такие и политики.
Продолжение следует:
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки, если понравилось
Популярные публикации на канале:
- Как Платон доказывает бессмертие души
Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Некоторые темы только намечены. Некоторые уже вызывают отклик.
Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.