Я держу в руках золотую скифскую пряжку в виде летящего оленя. Говорят, чувствам нельзя верить. Но если довериться, как я сейчас, возникнет вопрос:
- Не скифы ли мы?
Этому вопросу немало веков. Вот пряжка эта - некогда ее держали пальцы ее создателя. Кто он? Как звали? Каким у него были мысли? Доволен ли он был этой своей работой - все ли смог ею сказать, что хотел?
Слишком много времени минуло, но этот причудливо отлитый и выделанный кусочек металла, чудится, всё же способен перенести через столетия. Он сообщает, силится сообщить мне что-то...
Могучий Геракл, невесть откуда и невесть куда шествуя в диких землях, потерял однажды своих коней. В их поисках встретил он в пещере земли Гилея, лежащей за Чёрным морем, женщину, нижняя часть которой была змеиной. Спросил ее о конях и обещала она ему вернуть их, если оплодотворит он ее. И понесла она троих сыновей, и спросила:
- Что делать мне с ними, как вырастут?
Уходя, оставил Геракл ей свой пояс и лук с тетивой. Наказал, кто из сыновей сможет надеть этот пояс и натянуть тетиву, того оставить царствовать в этой земле, двух других отправить на новые земли.
После его ухода родились три сына – Агафирс, Гелон и Скиф. Попробовал старший сын надеть пояс и натянуть лук - не смог. Попробовал средний - не вышло и у него. И только младший, Скиф, справился с наказом.
От него, от Скифа, и пошло название земли и народа.
Не правда ли, просыпается что-то в памяти? Три сына, отцовский наказ, только младшему брату сопутствует счастье.
Будто русскую народную сказку читаешь. Или сочинение Пушкина. Только не Пушкин это. Это Геродот, «отец истории», как его Цицерон возвеличил. Тут и другая сказка рядом. Самая что ни на есть русская. И не сказка!
Вспомните про жар-птицу. Не перед вами ли она сейчас? Из скифского кургана выпорхнувшая...
Так, через образы, через овеществлённые мифы и является из прошлого прошлое. Из курганов демидовских. Из петровских экспедиций, снаряжённых в ещё неведомую Сибирь. Откуда является неведомый, неизвестный и чужой скифский народ. То ли забытый, то ли отринутый. То ли вовсе запретный.
В сказке вовсе не ложь привлекает, а тот самый намёк, которым ценна.
У того же Геродота вдруг читаем, что скифским царем был легендарный Прометей, и что это реальная историческая личность, жившая около трёх с половиной тысячелетий назад. И царство его скифское лежало по обе стороны Урала от реки Печоры до реки Оби, от реки Чусовая до Северного моря. И столица находилась у истока рек Большая Косьва и Лобва, к югу от Конжаковского камня - знаменитого и священного на Урале, лежащего на территории нынешней Свердловской области.
Скифия в V в. до н.э., пишет исследователь, чьё имя я пока не могу привести, состояла из 7 основных скифских царств, простираясь широкой полосой от Карпат до Байкала. Южные ее границы проходили: севернее Черного моря; севернее Каспия, Арала; южнее Балхаша и Байкала (см. схему). Скифия находилась на границе двух миров с разными укладами жизни: южного и загадочного северного.
Границы Скифии в V в. до н. э.
1 – Царские скифы, Приднепровские; 2 – Волго-Донские; 3 – Заволжские; 4 – Массагеты; 5 – Царские скифы, Приобские; 6 – Енисейские; 7 – Царские скифы, отколовшиеся от Приобских
Царские скифы (с кочевниками и пахарями) жили между Карпатами и Доном, с центром севернее Путивля у р. Сейм.
Волго-Донские жили между низовьем Дона и Волги с центром у г. Элиста.
Заволжские скифы жили между Волгой и северным Аралом, с центром у истока рек Малый и Большой Узень (восточнее озера Баскунчак).
Массагеты жили между южным Уралом и Балхашом, примыкая к Иртышу. Центр был в 200 км западнее Караганды и 80 км севернее р. Сарысу.
Царские скифы (Приобские) жили между Иртышем и Обью, с центром между Иртышем и истоком реки Васюган.
Енисейские скифы жили по обе стороны Енисея и Ангары. Центр находился на Ангаре, восточнее Енисейска.
Царские скифы (отколовшиеся от Приобских) жили между р. Печора и Приполярным Уралом с выходом к р. Обь. Центр был у р. Илыч (приток Печоры).
Древние греки причисляли к скифам 55 народов. К основным языкам скифов относятся славянские, тюркские и угро-финские. Но все это была одна общность. Многое пережившая вместе, живущая попеременно то в войнах, то в мире друг с другом, создававшая то союзы, то заговоры.
Ежиный общий плавильный котёл Евразии, самого тела материка...
Не заметил, читатель, что та история, которую мы нынче знаем и которую принято назвать официальной, становится тесна нам?
Вот и я о том же...
(Продолжение следует)