Найти тему
R35i - Мишаня ☻ думает

АЗЛК, ВАЗ... // Конкуренция и свобода в автопроме СССР ☭

Всем привет с вами Мишаня. И вот, в который раз мы дрейфуем к тематике СССР и советской промышленности. И зачастую у меня возникают споры с народом, касаемо слабых мест плановой экономики, в основном безуспешно. Я также хотел бы напомнить, что я по совместительству являюсь коллекционером моделек и самоназванным диванным мамкиным автомобильным историком.Какая связь?.. Советскую автомобильную промышленность за последние 10-12 лет я изучил вдоль и поперёк. Изучил хронологию, конструкторские школы и культуру производства... и вот что скажу: на примере автопрома (как среза экономики страны) наиболее показательны и без сложной эконом. аналитики видны как сильные стороны, так и все косяки и "детские болезни" экономики. Давайте рассмотрим это на примере знакомых нам с детства авто, а заодно немного расскажу вам про редкие и забавные машинки.Поехали!..

Сейчас таких и не увидишь
Сейчас таких и не увидишь

Для начала - про конкуренцию. Многие адепты кулаком по столу твердят, что конкуренция это зло, которое душит хороших ребят, а надо быть всем вместе и помогать друг другу... звучит хоть и красиво - но скорей это приемлемо для какого-то некоммерческого творчества. В экономике же и всякой технике когда "все заодно" ведёт или к картельным сговорам или даже к монополиям, а это сами знаете, чревато тем что вам будут предлагать ужасные вещи за большие деньги. Что? Это только у капиталистов? Не играет роли абсолютно.

Так вот - к машинкам.По сути в СССР была некая нишевость в автопроме: Зил хлеб возил - кроме грузовиков, делал лимузины для 1-х лиц. Газ - также делал лимо, но классом ниже - "Чайку" и машины C-класса - т.е. "Волги". Раф - микроавтобусы, СМЗ -инвалидки, ЗАЗ - малолитражки А-класса. и т.д. По сути 2 марки в одном В-классе были лишь ВАЗ и АЗЛК (Москвич). Между ними разгоралось нешуточное соперничество - начиная с автогонок и заканчивая даже взаимным хейтом заводчан.Именно стремление переплюнуть друг друга привело к появлению неплохих переднеприводных машин (Москвич-2141 и ВАЗ-2108) что продвинуло развитие нашего автопрома хоть как-то. Позже в В-класс включился и завод ЗАЗ (он же - "Коммунар") со своей "Таврией", но тем не менее выбить ВАЗ из лидеров не удалось, не сдюжил потом и Москвич.

Наверно особо внимательные припомнят мне Ниву с Уазиком, но есть один нюанс: Уазы не продавали свободно на гражданку, так что соперничать на одном поле, в коей мере, они с Нивами не могли.

-3

На Старт! Вот такой интересный микроавтобус, похожий на американские авто 50-х, также имел место быть. Имя ему - "Старт"... Это не порождение госплана и не самоделка из гаражей. Его сотворили сугубо в частном порядке молодые работники-энтузиасты с Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ). Да вот так, по своей инициативе сотворили вот такой действительно необычный бусик (с отдельным багажником). Кузов был из стеклопластика (!) как у всяких шоу-каров. Само собой людей привлекали и со стороны - работники ХАДИ помогали и ребятки из Луганского совнархоза. Но!.. долго ли, коротко ли, пришлось "бить челом" партии. Нужны были регулярные поставки запчастей от ГАЗ-21 (на основе которого и был "Старт"), внезапно чиновники благоволили "стартовцам" и распорядились выделить им с "ГАЗа" примерно 50 машинокомплектов от 21-й Волги. Примерно столько машинок и сделали. Потом в 1964 настало уже Брежневское время и... запчастей от Волг больше не поставили. Занавес! "Старт" приказал долго жить... Говорят, также что причина фейла в том, что ликвидировали совнархозы и у предприятий стало меньше свободы. Работать независимо ни от кого автобаза уже не могла и не смогла бы. Некоторые публикации пишут что "Старт" был недоработан в плане ходовых качеств да стеклопластиковый кузов, изготавливаемый вручную по сути вставал в копейку, а тратиться гос-во очень не любило. Маленький тираж автобусов разошёлся в основном на киностудии, ну или какие-то неизвестные предприятия. Да - именно этот микроавтобус был в конце "Кавказской пленницы".Машинку жаль... как по мне - при должной доработке мог выйти неплохой "СтартАп".

-4

Вот такая вот история. Да конечно в целом история отечественного автопрома - это тернистый путь к звёздам по граблям.Но (!) если кто-то думает/скажет, что "наши ничего путного сделать не могут", то вынужден не согласиться. Наши изобрели много чего путного - хотя б, подкачку шин прямо на колёсах у вездеходов. Были и куча весьма неплохих проектов, типа такси-электромобиля ВНИИТЭ или интересных бескапотников Долматовского. Тут дело далеко не в талантах конструкторов, а в организации работы. И вы спросите: «А причём тут заявленная в названии свобода?», а дело вот в чём:

Тогда были жёсткие 5-ти летние планы, где всё заложено наперёд и невозможно туда вклиниться. Например, если вы спонтанно изобрели новый автомобиль, то наверняка придётся ждать окончания пятилетки и это только для того (!) чтоб лишь предложить Минавтопрому свою машинку. Делаем поправку на бюрократию, что означает что одобрят менее чем 50/50. Если прокатили, и в новом плане не учли пр-во новых авто, то ждать ещё 5 лет, итого - минус 10 лет. А это целая эпоха в развитии машин. Где-то на Западе за 10 лет создали уже сотню новых машин, ибо ни у кого не спрашивались, и пустили на поток, пока у нас гнали "План по валу!" и годами решали нужны ли ещё машины или нет. Вот зачем нужна свобода производства, - для большей гибкости.

Что?.. скажете: "Нашему человеку не нужны эти большие машины! Достаточно Москвича!"... а может внезапно спросить нужно у самих людей?..

-5

Напоследок снова вернёмся к конкуренции. Советские конструкторы танков перед войной также не сильно, но конкурировали меж собой, вследствие чего танки вышли весьма зачётные, а на войне это сильно сказалось. В условиях относительной свободы и также конкуренции артели (типа частного бизнеса в СССР) до войны выпускали кучи бытовых товаров, которые неповоротливый план не мог потянуть. А как насчёт достижений в космосе?.. да и они - плод конкуренции. С кем? Как с кем?! С Америкой, если что...Точно также как у боксёра, дерущегося лишь с грушей, у автопрома без конкуренции исчезает стимул и квалификация. Раз уж затронули тему спорта: если где конкуренция всё ж губительна, так это внутри одной команды. Ибо получается нечто похожее на то, что сердце конкурирует с желудком. Это уже не моё заключение, а мнение спортсменов, с которыми общался.

-6

Вот такая вот история с нашим автопромом. Так что если б мы конкурировали во весь опор не только с иностранными танками и ракетами, а также с машинами, мотоциклами и прочим, то может быть и иначе сложилась стезя наших «ласточек».

Кстати, недочёты в нашем автопроме также потянули за собой перекосы и в отечественной автомобильной культуре. За последние 30 лет она, увы, так и остаётся на низком уровне.

Проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайтесь сюда 

•••