Катерина Терешкевич о романе Г. Л. Олди "Черный ход":
Читая пролог, я всё время ждала фразы: «Силы небесные! У всадника нет головы!»* Но всё оказалось даже хуже. Голова-то у всадника была, но кто в этой голове обитал…
И так весь роман. Видишь одно, ожидаешь другого, а выходит вовсе и третье.
Мир, в котором существует перспективный городок Элмер-Крик, сильно отличается от нашего. В него проникли чудеса – и второе начало термодинамики срабатывает с пятого на десятого. А в Старом Свете не срабатывает вовсе.
Искры – действительно искры. Упали случайной россыпью, потлеют и погаснут. Они бы вряд ли покачнули равновесие четвёртой чашечки китайских весов, они распределены равномерно, как энтропия велит. Но были бы люди людьми, не попытавшись приспособить себе на пользу что-нибудь дармовое и бестолковое? Да ладно. Из воздуха – азот для взрывчатки, из приливов – электричество. А искры – в мешок, для дела. Чтобы удача, случай помогали в бизнесе и в личной жизни. Но закон-то сохранения отменить нельзя. Откуда удачу вытянули – прогорает дырка: неприятность, горе, катастрофа… Чем сильнее перекос, тем легче зачерпнуть чашей весов снизу.
Шансеры – попытка искусственно уравновесить, перераспределить случай. Шансеры – вольные стрелки, которых боятся существа хаоса.
Поломанные дети – Рут и Джош. Помню, помню хрупких книжников из «Рубежа» – те же роковые тринадцать, возраст уязвимости. Возраст, когда с тобой разговаривают малахи и тахтоны, сулят всякое. Возраст выбора. Рут, правда, была постарше на момент слома, но не в цифрах же дело. Оба обросли защитной бронёй. У Рут – шансер и гадючий характер. У Джоша – душа нараспашку (тоже неплохая броня при наличии толики здравого смысла) и невидимый друг, который может разрулить почти любую гнусную ситуацию. Оба, чёрт побери, порядочные люди, несмотря на всё вышеперечисленное. Интересно, что случилось с Пастором в тринадцать?
Тахтоны… Вот тут я колеблюсь. Особенно в свете эпилога «На небесах». Неужели это люди, сумевшие вытравить из себя человечность? Этакая экстремальная дегуманизация. Может быть, не ради себя, но ради того, чтобы спасти близких, обеспечить им пусть не райскую, но стабильную жизнь, когда монетка всегда падает орлом или решкой. На что пойдёт бакалейщик Ли, чтобы просто спокойно жить, если на Земле не останется уголков, где монетка падает? Или бесплотные пришельцы – всё-таки демоны, существа иной природы? Не знаю, не знаю.
На мой взгляд, главная идея романа не в пляске вероятностей, не в лихой стрельбе из любовно описанного огнестрельного оружия, не в гамбитах двух тахтонов и нескольких предприимчивых личностей (против всех и друг друга; «Боливар не снесёт двоих»** – девиз любой гонки на выживание). Хитрые авторы задают хитрый вопрос: «Да, тахтоны сволочи, нелюди. Человек для них – пустое место, костюм. А вы точно лучше?»
Раскачиваются чашки весов на всех уровнях: трагедия одного, трагедия нескольких, трагедия всех. Как круги по воде. На всех девяти уровнях.
Доставил двойной эпилог, так и вспоминается любимая прабабушкина присказка: «Вольному воля, спасённому рай, скаженному – степь». Доставил фирменный авторский стиль с выкрутасами и повторами (мне показалось, или повторов больше, чем обычно?). Доставил открытый-закрытый финал: вроде все при деле, но можно продолжить в любой ветке и в любое время. Ох уже эти игры с вероятностями)))
Не садитесь за рулетку с демонами Максвелла, сэр. Да и в кости не садитесь)))
* - Майн Рид, "Всадник без головы"
** - О.Генри "Дороги, которые мы выбираем"
Иллюстрация на обложке Владимира Бондаря, внутренние черно-белые иллюстрации Александра Семякина.
«Черный ход» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/chernyj-hod
«Черный ход» на «Author.Today»: https://author.today/work/78360
«Черный ход» на «Литмаркете»: https://litmarket.ru/books/chernyy-hod
«Черный ход» на «Литресе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/chernyy-hod/
Аудиокнига «Черный ход» на «Литресе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/chernyy-hod-57298540/