Через полгода после смерти Сталина, устранив основных конкурентов, начал новый руководитель с глобальной дискредитации своего предшественника. Культ личности был развенчан, генералиссимус предан анафеме, объявлен преступником и злодеем. Любая память о Сталине вытравлялась беспощадно и безжалостно. Повсеместно уничтожались портреты, сносились памятники, переименовывались города и заводы, переписывались песни. Все глобальные проекты Сталина тоже подлежали уничтожению.
Еще в 1936-1937 годах в Советском Союзе приступили к разработке обширной программы строительства мощного военного флота. По воспоминаниям адмирала Кузнецова, в 1936 году Сталин задумал нечто грандиозное: строительство линкоров и тяжелых крейсеров. На сомнения скептиков он отвечал: «По копейке соберем, но построим».
К концу 1946 года намечалось спустить на воду 15 линейных кораблей, 43 тяжелых и легких крейсера, два авианосца, 160 эсминцев, 340 подводных лодок, более 800 судов других специализаций.
Начавшаяся война изменила планы: строительство кораблей пришлось заморозить. Потом период восстановления, потом Сталин умер, а Хрущев отправил Главкома ВМФ Кузнецова, сторонника создания надводного флота, в отставку. В 1956 году важную военно-морскую базу Порккала-Удд передали финнам «для улучшения отношений», были расформированы части морской пехоты, закрыто единственное в стране училище, ковавшее кадры для «черных бушлатов». А через три года были пущены на слом сразу семь почти готовых крейсеров. Еще раньше подобная участь постигла тяжелые крейсеры проекта 82. Всего через месяц после смерти Сталина три громадины были сняты со стапелей и разобраны. Корпус готового на 20% «Сталинграда» использовали в качестве плавучей мишени для ракет. Судно оказалось настолько живучим, что потопить его так и не удалось!
В результате военно-морских реформ Хрущева СССР был переориентирован: крупные подводные силы и надводный флот только для обороны побережья.
Сторонники и почитатели Хрущева пытаются найти логику в его действиях. Они говорят о сложной экономической ситуации, о ракетной эйфории, охватившей руководство СССР. О том, что дредноуты к 1953 году уже безнадежно устарели как класс боевых кораблей, что большинство стран сами отказались от их производства, о том, что Хрущев поступил в высшей степени разумно...
Но смена технологий требует не уничтожения почти готового крейсера, а его модернизации, что с успехом проделывали наши геополитические противники, переоборудуя свои артиллерийские крейсеры в ракетные. Есть один любопытный факт: в разгар кубинского кризиса, когда не нашлось военных кораблей для сопровождения судов, идущих на Кубу, Хрущев устроил разнос адмиралу Горшкову.
–Но, товарищ Хрущев, – ответил адмирал. – Вы же сами приказали их уничтожить.
–Я такого не приказывал, – не моргнув глазом парировал Хрущев.
Так чего хотел этот «пламенный борец с культом личности», уничтожая сталинский флот? Мнения на этот счет расходятся. Существуют несколько версий.
По одной версии, причины в недостаточном образовании и невысоких умственных способностях Хрущева. Человек невысокого интеллекта не понял, что значит страна без флота. Как сказал один из студентов на семинаре, никакой он не троцкист, просто энергичный дурак, дорвавшийся до власти!
Сторонники другого варианта говорят: «Хрущев уничтожал устаревшие корыта, чтобы заменить их суперсовременными атомными субмаринами». Было бы замечательно, складывайся все именно так, но в нужный момент у страны не оказалось ни подводных, ни надводных кораблей для решения стратегических задач на Кубе.
Впрочем, есть еще версия. После смерти Сталина часть партийной элиты, выдвинувшей Хрущева, попыталась тайно договориться с Англией и США. Прямых доказательств этой версии, конечно, нет, но косвенных хоть отбавляй: Хрущёв за время своего правления запустил столько откровенно бессмысленных и провальных проектов вроде освоения целины, что это уже трудно списать на случайные ошибки.
При такой парадигме «распил крейсеров на иголки», как горько шутили моряки, выглядит уже вполне логично.
Да, при Хрущеве вводились в строй атомные подлодки, росли города, взлетали ракеты, но наивно думать, что это происходило исключительно по воле одного Хрущёва. Глупо сбрасывать со счетов талантливых инженеров, военных, политиков, честно работавших на благо Родины. Нельзя забывать о самоотверженном труде миллионов крестьян и рабочих.
Поэтому точка зрения, согласно которой все успехи Советского Союза в годы правления «Никиты-кукурузника» были достигнуты не благодаря, а скорее вопреки действиям генсека, вполне имеет право на существование. И роль свою он все-таки сыграл. Да, невозможно разом остановить набравший ход океанский лайнер, даже если интригами и ложью удалось занять место на капитанском мостике. Зато можно подделать бортовой журнал, вывести из строя приборы, чуть-чуть изменить курс...
И тогда корабль со временем сам налетит на рифы!