Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Хрущёв: невеликого ума руководитель или пешка в чужих руках?

Через полгода после смерти Сталина, устранив основных конкурен­тов, начал новый руководитель с глобальной дискредитации своего пред­шественника. Культ личности был развенчан, генералисси­мус предан анафеме, объ­явлен преступником и злодеем. Любая память о Сталине вытравлялась беспощадно и безжалостно. Повсемест­но уничтожались портреты, сносились памятники, пере­именовывались города и за­воды, переписывались песни. Все глобальные проекты Сталина тоже подлежа­ли уничтожению.

К такой-то энергии ещё бы и ума...
К такой-то энергии ещё бы и ума...

Еще в 1936-1937 годах в Советском Союзе приступи­ли к разработке обширной программы строительства мощного военного флота. По воспоминаниям адмирала Кузнецова, в 1936 году Сталин задумал нечто грандиозное: строительство линкоров и тяжелых крейсеров. На со­мнения скептиков он отвечал: «По копейке соберем, но по­строим».

К концу 1946 года намеча­лось спустить на воду 15 линейных кораблей, 43 тяжелых и лег­ких крейсера, два авианосца, 160 эсминцев, 340 подводных лодок, более 800 судов других специализаций.

Начавшаяся война изме­нила планы: строительство кораблей пришлось замо­розить. Потом период восстановления, потом Ста­лин умер, а Хрущев отправил Главкома ВМФ Кузнецова, сторонника созда­ния надводного флота, в отставку. В 1956 году важную военно-морскую базу Порккала-Удд передали финнам «для улучшения от­ношений», были расформиро­ваны части морской пехоты, закрыто единственное в стра­не училище, ковавшее кадры для «черных бушлатов». А через три года были пущены на слом сразу семь почти го­товых крейсеров. Еще рань­ше подобная участь постигла тяжелые крейсеры проекта 82. Всего через месяц после смерти Сталина три громади­ны были сняты со стапелей и разобраны. Корпус готового на 20% «Сталинграда» исполь­зовали в качестве плавучей мишени для ракет. Судно ока­залось настолько живучим, что потопить его так и не уда­лось!

Крейсер "Сталинград" - непотопляемая мишень
Крейсер "Сталинград" - непотопляемая мишень

В результате военно-мор­ских реформ Хрущева СССР был переориентирован: крупные подводные силы и надводный флот только для обо­роны побережья.

Сторонники и почитатели Хрущева пытаются найти ло­гику в его действиях. Они гово­рят о сложной экономической ситуации, о ракетной эйфории, охватив­шей руководство СССР. О том, что дредноуты к 1953 году уже безнадежно устарели как класс боевых кораблей, что большинство стран сами от­казались от их производства, о том, что Хрущев поступил в высшей степени разумно...

Но смена технологий требует не уничтожения почти готового крейсера, а его модерниза­ции, что с успехом проделы­вали наши геополитические противники, переоборудуя свои артиллерийские крей­серы в ракетные. Есть один любопытный факт: в разгар кубинского кризиса, когда не нашлось во­енных кораблей для сопрово­ждения судов, иду­щих на Кубу, Хрущев устроил разнос адмиралу Горшкову.

–Но, товарищ Хрущев, – от­ветил адмирал. – Вы же сами приказали их уничтожить.

–Я такого не приказывал, – не моргнув глазом парировал Хрущев.

Так чего хотел этот «пла­менный борец с культом лич­ности», уничтожая сталинский флот? Мнения на этот счет расходятся. Существуют несколько версий.

По одной версии, причины в недостаточном образова­нии и невысоких умственных способностях Хрущева. Человек невысокого интеллекта не понял, что значит страна без флота. Как сказал один из студентов на семинаре, никакой он не троцкист, просто энергичный дурак, дорвавшийся до власти!

Сторонники другого ва­рианта говорят: «Хрущев уничтожал устаревшие ко­рыта, чтобы заменить их су­персовременными атомными субмаринами». Было бы за­мечательно, складывайся все именно так, но в нужный момент у стра­ны не оказалось ни подводных, ни надводных кораблей для решения стратегических задач на Кубе.

Впрочем, есть еще версия. После смерти Ста­лина часть партийной элиты, выдвинувшей Хрущева, по­пыталась тайно договориться с Англией и США. Прямых до­казательств этой версии, ко­нечно, нет, но косвенных хоть отбавляй: Хрущёв за время своего правления запустил столько откровенно бессмысленных и провальных проектов вроде освоения целины, что это уже трудно списать на случайные ошиб­ки.

Эрозия почвы при сплошной распашке
Эрозия почвы при сплошной распашке

При такой парадигме «рас­пил крейсеров на иголки», как горько шутили моряки, выглядит уже вполне логич­но.

Да, при Хрущеве вводи­лись в строй атомные под­лодки, росли города, взлетали ракеты, но наивно думать, что это происходило исключи­тельно по воле одного Хрущёва. Глупо сбрасывать со счетов талант­ливых инженеров, военных, политиков, честно работав­ших на благо Родины. Нельзя забывать о самоотверженном труде миллионов крестьян и рабочих.

Поэтому точка зрения, согласно которой все успе­хи Советского Союза в годы правления «Никиты-кукуруз­ника» были достигнуты не благодаря, а скорее вопреки действиям генсека, вполне имеет право на существова­ние. И роль свою он все-таки сыграл. Да, невозможно ра­зом остановить набравший ход океанский лайнер, даже если интригами и ложью удалось занять место на капи­танском мостике. Зато можно подделать бортовой журнал, вывести из строя приборы, чуть-чуть изменить курс...

И тогда корабль со време­нем сам налетит на рифы!