К сожалению, далеко не все люди знают, насколько глубокую историю имеет Охтинский мыс. И, конечно, обыватели не видят ничего странного в том, что могущественная компания «Газпромнефть» собирается застроить мыс. Найдется немало людей, которые будут поддерживать компанию, используя аргументы, что Охтинский мыс больше похож на «пустырь» и лучше застроить его современными постройками, разработанными японской компанией «Nikken». Однако историческое наследие этого места весьма древнее. Условно можно разделить его на 4 группы.
Крепость Ландскрона
Она была построена в 1300 году, находясь на шведской территории, однако совсем скоро русские войска захватили место, а сама крепость была сожжена. Сегодня сохранились многочисленные следы: деревянные стены, четырехметровая башня, остатки арбалетов, стрел.
Крепость Ниеншанц
Возведена она была в 1611 году на основании приказа Карла IX, шведского короля. Простояла она около века, а впоследствии под предводительством Петра Великого была взята русскими войсками. Однако до наших дней сохранилось множество уникальных фрагментов, явившихся миру в процессе раскопок 2006-2009 гг. Удивительно, но планировочная геометрия осталась нетронутой, позволяя ученым восстановить конструктивные особенности укрепления.
Неолитическая стоянка (приблизительно 3000 лет до н.э)
Это самая древняя находка. Установлено, что Охтинский мыс являлся стоянкой неолита, что просуществовала два тысячелетия. Впервые люди, как считается, прибыли сюда около 5000 лет назад. Благодаря кропотливой работе археологов удалось найти артефакты:
- Более четырех десятков хозяйственных помещений, жилищ, их фрагментов.
- Украшений из янтаря.
- Коробов из бересты, настилов.
- Посуды из глины, примитивных орудий производства.
Поселение Невское Устье
Еще одно из древнейших исторических поселений, что существовало до шведского завоевания.
Глядя на поразительные находки, невольно задаешься вопросом, как оказалась возможной застройка Охтинского мыса компанией «Газпромнефть». Остается без ответа и вопрос о том, как удалось получить положительное заключение экспертизы. Известно, что ее проводил Айрат Ситдиков из Татарстана. Но независимые специалисты, оценившие его заключение, утверждают, что выводы абсолютно не соответствуют действительности. Эксперт из Татарстана даже не включил многочисленные артефакты в границы охраняемой зоны. Так, крепости Ландскрона и Ниеншанц, как он считает, не входят в территорию, имеющую важное историческое значение. Эксперт включил лишь небольшие участки, возникшие в эпоху неолита.
Петр Сорокин, старший научный сотрудник отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, проведя независимое исследование, заявил, что результаты экспертизы не выдерживает никакой критики, и основная ее цель заключалась лишь в обосновании необходимости застройки, а не в сохранении древних памятников истории. До этого в 2014 году уже проводились независимая экспертиза другими исследователями, которые демонстрируют более объективный результат, утверждая, что большая часть мыса - объект исторического наследия и подлежит защите государства.
Таким образом застройка стала возможной исключительно лишь «правильно» сделанным для застройщика выводам эксперта из Татарстана. Сама корпорация всячески пытается создать положительный имидж проекта, доказывая его полезность, привлекая на помощь многочисленные СМИ. И лишь немногие журналисты осмеливаются ставить это под сомнение.
Жители города начинают проявлять все больший интерес к мысу и понимают, что возводить современные строения на уникальной территории просто бесчеловечно. Это консолидирует активных жителей северной столицы и правозащитников. Такое «движение сопротивления» лишь набирает обороты в последнее время.