Несмотря на неучастие в соревнованиях с конца прошлого сезона, фигуристка Алина Загитова то и дело появляется в медиапространстве. Спортивные ресурсы рассказывают о её рекламных контрактах, участии в разных шоу и постах в соцсетях, а Алинин "ядерный электорат" подчас доводит баталии в комментариях до поистине драматичного накала.
Недавняя критика Алининого дебюта как ведущей шоу "Ледниковый период" на Первом канале бывшей спортсменкой, а ныне спортивным комментатором "Матч ТВ", Иоландой Чен в очередной раз всколыхнула медийную волну. Чен дала интервью, в котором в разных формах повторяла одну и ту же мысль: ТВ-ведущий -- это профессия, а Алина на данный момент этой профессией не владеет.
О самой Иоланде я вспомнила две вещи: она действительно очень смело и достойно высказалась в защиту наших спортсменов, решивших выступить под нейтральным флагом на Олимпиаде 2018, и она очень плохо комментировала фигурное катание.
Проблема критики в медиа заключается в излишнем эмоциональном градусе, который понятным образом присутствует, так как объект не просто ругают, -- что уже не приятно, -- но ещё и ругают прилюдно. От публичности "казни" положительный эффект критики сводится к минимуму, особенно, если добавлять в речь обороты, способные уязвить и унизить критикуемого: дескать, он вызывает чувство неловкости и жалости, а его работа -- "ни в какие ворота", и на Первом канале такого быть не должно, так как бьёт по всему профессиональному сообществу. Не способствует спокойному восприятию доводов Иоланды и неожиданный объём высказываний по теме -- Чен возмущается выбору Загитовой в качестве ведущей на протяжении минут пятнадцати кряду. Вместе с тем, основные претензии Иоланды адресуются вовсе не Алине, а организаторам шоу. В данном вопросе на месте Алины мог быть любой человек -- Чен поднимает вопрос о критериях, которыми, по её мнению, должны руководствоваться продюсеры рейтинговых передач на главном калане страны.
В свете обсуждаемого вопроса есть несколько позиций, которые можно назвать как:
"Подход Авербуха"
Это чисто рыночный подход к шоу. Здесь всё должно работать на рейтинг передачи, и основной актив здесь -- это раскрученные звёзды. Расчёт такой: зритель охотнее воспринимает знакомые лица, с большей долей вероятности будет смотреть именно на известных людей, а поклонники знаменитости добавят просмотров. При таком подходе навыки самой знаменитости как ведущей не так важны, фактически продюсеры просто хотят нагнать рейтинг, эксплуатируя уже состоявшегося человека. Без предварительных вложений (кроме гонорара звезды) уже готовая знаменитость здесь выступает некой "заманухой", поэтому профессионализма в медиа от неё не требуется.
Насколько оправдан такой подход? Судя по данным Mediascope шоу "Ледниковый период" не входит в десятку самых популярных у аудитории от 18 до 54 лет, однако вне этого диапазона оно попадает на последние места топ-10, и если смотреть изменения по неделям -- с 04 октября программа практически не изменила количество зрителей. С этой точки зрения Алина не сделала шоу более успешным, однако и не обрушила его рейтинги, как предсказывала Иоланда Чен.
Со своей стороны замечу, что меня несколько удивила такая разница между возрастными показателями. Получается, что основная "фан-база" "Ледникового периода" это подростки с пенсионерами. При этом само фигурное катание, как спортивная программа, у зрителей 18-54 присутствует в рейтинге топ-10, хоть и сильно уступает футболу.
Минусы "подхода Авербуха": может страдать качество передач, так как люди выходят в эфир без навыков и практики; звёзды могут наниматься и увольняться в зависимости от полезности для рейтинга передачи, а не от своих умений; шоу может оттолкнуть зрителя, ценящего профессионализм в случае, если кто-то из звёзд не справляется со своей ролью.
Плюсы "подхода Авербуха": зритель может лишний раз посмотреть на своего любимого спортсмена; сами спортсмены имеют возможность развиться в медиа-индустрии и заработать.
"Подход Ягудина"
Это чисто клановый (или партийный) подход. Здесь ценятся связи, где "своих не бросаем", решений не меняем, а входящих в свой круг поддерживаем вне зависимости от критики зрителей. Такой подход оправдан как и чисто эмоциональной привязанностью людей внутри коллектива, так и прозорливостью: сегодня я поддержу тебя, а завтра -- ты меня. Любая критика шоу парируется в стиле "смердам слова не давали".
Минусы "подхода Ягудина": глухость к критике и как следствие возможность деградации как профессионального уровня "персонала", так и самого шоу (хотя, не обязательно); низкая мобильность кадров -- блокирование неугодных или лоббирование угодных вне зависимости от профессиональных качеств.
Плюсы "похода Ягудина": внутри своего круга человек может рассчитывать на поддержку и помощь; понижен уровень агрессии по отношению к коллегам по цеху (троллинг Плющенко почти не выходит за рамки мужских подколов); кооперация внутри коллектива, что может повышать шанс успешных начинаний.
Однако на данный момент мало комментариев от специалистов, которые бы рассмотрели вопрос исключительно с точки зрения общественной выгоды, а не прибылей участников шоу. Нужны ли нам требования к ведущим или же зритель должен "голосовать кнопкой" и сам решать, кто ему нравится? Что более прогрессивно -- стандарты, которые должны быть выработаны, а затем поддерживаться медиасообществом или эксперименты с форматом и допуск к эфиру людей без опыта, но с харизмой и популярностью в народе? Как не скатится в убогие шоу как в фильме "Идиократии", но при этом и не стать унылым зарегламентированным зрелищем в стиле телевидения Северной Кореи?
Но вопрос, поднятый неуместно эмоциональной речью Иоланды Чен, пока так и повис в воздухе: в комментариях публика разделилась на яростных атакующих или защищающих лично Алину Загитову, хотя речь не совсем о ней. Более того, критика уже обрушилась на саму Иоланду: ей справедливо припомнили её плохую работу на комментаторском месте, тем самым доказав... что сейчас Иоланда права! Значит, проблема непрофессионала не на своём месте всё-таки существует.
Сама же Алина, как мне кажется, поторопилась с реакцией, сделав заявление в стиле "подхода Ягудина". Обозначив Иоланду "собакой", а её критику -- "лаем", она скорее подтвердила слова своих критиков о том, что она не совсем готова к профессиональной работе в шоу-бизнесе. И если в профессионализме Алины как спортсменки никто не сомневается, то её звёздного часа в качестве ведущей нам остаётся только ждать. Все данные у Алины есть.
*******************************************************************************
Дорогие товарищи, прошу в комментариях не оскорблять спортсменов и других комментаторов. Приветствуется обсуждение темы, а не личностей. Спасибо за понимание.