Найти в Дзене
Книга Фанфиков

Советский мастер кино, у которого учился Голливуд

Павел Владимирович Клушанцев. К сожалению, даже большинству людей увлекающихся кинематографом людей, это имя ничего не скажет. Не говоря уже о рядовом зрителе. Хотя мы должны быть благодарны этому человеку, новатору, изобретателю и локомотиву научной фантастики, за то кино, каким мы его сейчас. Как Лукас, в свое время, дал мощнейший толчок индустрии виузальных эффектов, так Павел Владимирович стал тем, кто создал изобретательные практические эффекты, что использовались после него в оскароносных блокбастерах с мировым именем. Но обо всем по порядку.

Клушанцев начал читать и писать довольно рано – еще в четырехлетнем возрасте. В детстве он мечтал стать писателем. Однако, судьба внесла свои коррективы. И для того, чтобы помочь своей семье, будучи школьником, он занимался столярными и токарными работами. В этот же время проявляется его незаурядный творческий потенциал, и он создает свой первый станок. Помимо этого, он совмещает большое количество самых разных подработок.

Позже его увлекает индустрия кино. По окончании Ленинградского фото-кинотехникума, он уже, в пределах девяти лет, смог добиться немалых высот, основав цех комбинированных съемок и возглавив его, стал режиссером постановщиком.

В послевоенные годы он изобрел стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для подводной съёмки, способ получения цветного изображения, точечный экспонометр, автофокус, призму Клушанцева (уникальную камеру, позволяющую совмещать реальную съемку и нарисованную картинку в реальном времени). Кстати, в патентовании призмы ему отказали, ссылаясь на то, что если уж в США никто не пользуется подобными аппаратами, то никогда это и не станет актуальным. И буквально через год патент на подобное устройство был оформлен в Германии.

Как многие гениальные люди, он опережал свое время и потому он был вынужден прекратить свою карьеру в кино, посвятив себя своей мечте – писать. Он создал немало произведений для детей и юных читателей, которые были весьма популярны. Однако, именно в киноиндустрии о нем поспешили забыть, пока, вдохновленные его фильмами «Планета бурь» и другими, на связь с ним не вышел голливудский мастер спецэффектов Роберт Скотак.

-2

Сначала это была переписка, а затем и личная встреча, в начале девяностых годов. Павел Владимирович абсолютно безвозмездно передал свои наработки Скотаку, дабы те не пропадали зря. И благодаря этому мы увидели такие эффектные сцены, как гибель Терминатора, во второй части одноименного фильма, подводные сцены в «Титанике», впечатляющие кадры невесомости в «Космической одиссее» Кубрика. Да и многие другие. Вы легко можете найти в сети подробное описание этих практических эффектов.

Его работами вдохновлялись мэтры, заимствуя технические приемы и визуальную подачу. Это Джордж Лукас, который называл Павла Владимировича «крестным отцом» «Звездных войн», Джеймс Кэмерон, Стэнли Кубрик и другие.

К сожалению, сейчас единственной данью памяти этому значимому для всей индустрии кино человеку, является небольшая выставка «Леннаучфильма», причем многие экспонаты были утеряны безвозвратно, т.к. мало кто осознавал их ценность. Мы не могли не упомянуть Павле Владимировиче Клушанцеве. И искренне надеемся, что его имя не будет забыто!

Напишите в комментариях, знали ли вы о нем?