Привет друзья.
Современные беспроводные пылесосы приходят на смену проводным, ведь с ними проще и удобнее обращаться, так как не нужно следить за проводом, который тянется от розетки. Кроме этого, они достаточно компактные, и умещаются в шкафу вместе с зарядным устройством-стойкой.
Однако аккумуляторный пылесос не идеален, и конечно же, имеет свои недостатки, один из которых заключается в том, что со временем батарея выходит из строя и требует замены или ремонта.
Модель Electrolux UltraPower ZB 5012 имеет литий-ионный аккумулятор на напряжение 25,2 В. Батарея пылесоса быстро разряжается, и сегодня разберём почему.
Литий-ионные аккумуляторы подвержены процессу деградации, скорость которых зависит от режима эксплуатации и температуры хранения. При повышенной температуре скорость деградации значительно возрастает, и аккумулятор выходит из строя.
В этом случае владельцу приходится принимать решение - купить новый аккумулятор или попытаться отремонтировать старый.
Новый аккумулятор для беспроводного пылесоса Electrolux ZB 5012 стоит 8-10 тыс. руб., но мы будем ремонтировать старый, и посмотрим, получится ли у нас сэкономить.
Внимание! Данная статья не является инструкцией к действию. Автор лишь делится собственным опытом. Вся ответственность за повторение действий, описанных в данной статье, лежит на Вас. Будьте благоразумны и не приступайте к подобным работам, не имея соответствующей квалификации и опыта.
Крышка аккумулятора держится на защёлках, и для её снятия используем тонкую отвёртку, проходим по всему периметру.
Под крышкой сразу же обнаруживаем ячейки 18650, а чуть позже определим их производителя и модель по маркировке.
Внутренняя часть состоит из двух блоков, каждый из которых закреплён при помощи саморезов с внешней стороны. Чтобы их выкрутить, необходима отвёртка со шлицем Torx T10.
В то же время, можно подобрать подходящую плоскую отвёртку и воспользоваться ей - из пластика саморезы выкручиваются достаточно легко.
После того, как оба самореза выкручены, извлекаем аккумулятор из корпуса. Левый блок состоит из 3 ячеек, и на нём закреплена плата BMS, правый - из четырёх.
Плата управления BMS (Battery Management System) следит за тем, чтобы напряжение на всех ячейках было одинаковым, а также защищает их от перезаряда, переразряда и короткого замыкания.
На ней имеется широкий разъём для подключения балансировочных проводов и терморезистор, который позволяет BMS отслеживать температуру. При перегреве нагрузка будет автоматически отключена, а цепа заряда - разорвана.
Все 7 ячеек соединены последовательно, обеспечивая необходимое номинальное напряжение аккумулятора (3,6 В х 7 = 25,2 В).
Проверка мультиметром показала, что напряжения на всех ячейках одинаковые. Соответственно, причина неисправности не в какой-то одной или двух ячейках, а в том, что все ячейки потеряли ёмкость, и позже мы в этом убедимся.
Контакты приварены к ячейкам при помощи точечной сварки, а уже к этим контактам припаяны балансировочные провода от BMS.
Отпаиваем балансировочные и силовые провода, предварительно зафиксировав, что куда идёт. Я обычно фотографирую контакты, чтобы исключить ошибку при дальнейшей сборке.
Холдеры ячеек закрыты на защёлках, и легко раскрываются. Для дополнительной изоляции друг от друга на ячейках надеты силиконовые наконечники.
Пришло время посмотреть маркировку на ячейках и узнать их производителя и характеристики.
Поиск по маркировке показал, что это ячейки Sony 18650 VT3 ёмкостью 1600 мАч. В спецификациях производителя также указано внутреннее сопротивление этих ячеек - 20 мОм.
Однако специализированный тестер показывает, что реальное внутреннее сопротивление составляет почти 70 мОм, то есть за время эксплуатации оно увеличилось более чем в 3 раза.
Также было выполнено несколько циклов заряда-разряда для измерения ёмкости ячеек, в результате чего установлено, что ёмкость упала с 1600 мАч до 600 мАч, то есть снизилась более чем в 2,5 раза.
В качестве замены будем использовать высокотоковые ячейки YLE ёмкостью 2900 мАч.
Внутреннее сопротивление ячеек YLE не превышает 20 мОм, так что они отлично подойдут для наших целей.
Собираем новые ячейки в холдеры по той же схеме, по которой были собраны ячейки от Sony.
Соединение предпочтительнее выполнять при помощи точечной сварки и никелированных контактов. На рынке сейчас доступен довольно широкий ассортимент сварочных аппаратов, включая даже аккумуляторные модели.
Существуют и более серьёзные аппараты точечной сварки, как раз такой мы и будем использовать.
Когда сварка блоков батареи завершена, подпаиваем балансировочные и силовые провода, сверяясь с исходной схемой.
Затем приклеиваем терморезистор и устанавливаем BMS на место. Перед подключением балансировочного разъёма проверяем, что на него приходит одинаковое напряжение со всех семи ячеек 18650.
Устанавливаем аккумулятор в корпус, прикручиваем два самореза крепления блоков и защёлкиваем крышку.
После этого устанавливаем аккумулятор в пылесос и подключаем зарядное устройство к сети. Мигание индикатора показывает, что процесс зарядки пошёл.
Теперь давайте посчитаем, в какую сумму обошёлся ремонт, и стоила ли игра свеч.
Стоимость одной высокотоковой ячейки YLE около 350 руб, у нас их ушло 7 штук, то есть около 2500 руб. Стоимость нового аккумулятора - 8-10 тыс. руб, то есть в 3-4 раза дороже.
Другими словами, ремонт себя полностью окупил, особенно с учётом того, что ёмкость аккумулятора увеличилась почти в 2 раза (с 1600 мАч до 2900 мАч), а значит, на одном заряде можно будет пылесосить почти в 2 раза дольше, либо заряжать его в 2 раза реже.
Если понравилось, ставьте "палец вверх" 👍 и подписывайтесь. Это очень мотивирует к написанию новых статей!
СПАСИБО, что дочитали до конца, и до встречи! 👋