Итак, продолжим разговор о фэнтези.
И топ-3 произведений, которые входят в школьную программу многих стран, в России избирательно включаются в списки дополнительной литературы, домашнего чтения и т.д. То есть эти произведения студенты педагогических вузов разбирают на курсах детской литературы и владеют методикой их разбора с детьми.
Сразу оговорюсь, что произведения Толкина ("Хоббит" и "Властелин колец") назвали практически все опрошенные, поэтому мы разбирать их не будем.
Ещё один важный момент - все рассматриваемые произведения предназначены для учащихся младших и средних классов, что не умаляет их значимости и для мира взрослых.
1. К.С. Льюис. Хроники Нарнии.
Отмечу, что многие опрошенные называли именно этот цикл, но на вопрос - что в него входит, могли припомнить только одну часть - "Лев, колдунья и платяной шкаф" (1950). Многие помнили фильм, но не читали книгу.
На самом деле цикл состоит из 7 историй, в которых рассказывается о приключениях детей в волшебной стране Нарнии. Нарния - параллельная реальность Англии военного времени. В этой стране животные разговаривают, многие владеют магией, есть мифологические существа, отсылающие нас к греческой, римской, кельтской мифологии, а также английским и ирландским сказкам. Ну и, как во многих фэнтези историях, основной сюжет связан с борьбой добра и зла. Критики отмечают, что «Хроники Нарнии» содержат много намёков на христианские идеи.
Фэнтези ли это? Безусловно!
Есть фольклорное допущение, есть параллельный мир, в который попадают дети из мира реального. Позднее в литературе даже возникло название для таких людей - попаданцы (скорее оно имеет отрицательную оценку).
Мир Нарнии вымышленный, хотя и не похож на Средневековье. Есть сверхъестественные явления (сам процесс выхода из Платяного шкафа) и существа. Книга полна архетипических сюжетов (добро и зло, блудный сын, дочь Евы и т.д.).
Если говорить о допущении, то оно фольклорное, но скорее сказочное, чем мифологическое или легендарное. При этом всё волшебное - норма мира Нарнии, которую безоговорочно принимают дети, вылезая из шкафа.
Комментарии по поводу этой книги излишни, она прекрасна! И я думаю, что у неё немало поклонников и среди взрослых.
2. А. Линдгрен. Рони, дочь разбойника (1981).
Почему-то это произведение крайне редко связывают с фэнтези литературой, но тем не менее оно - один из яркий представителей жанра. Об этом косвенно свидетельствует интерес к нему студии Гибли, которая когда-то вызвала небывалый интерес к позабытому "Ходячему замку".
Жанр - повесть-сказка.
Фэнтези ли это? Безусловно!
Есть фольклорное, сказочное допущение (не легендарное, не героическое). Рони живет в замке разбойников посреди волшебного леса. Она часть этого мира, но не обладает сверхъестественными способностями. Зато мир-лес полон чудес. Здесь тебе и злобные друды, и серые гномы, и тюхи. Следовательно, мы имеем вымышленный мир, близкий к Средневековью (быт разбойников), сверхъестественных существ, архетипический сюжет о победе дружбы) Добрая детская сказка, любимая ни одним поколением детей. Мир Линдгрен менее сложен, чем мир Нарнии, и само произведение более детское.
3. Дж.К. Роулинг. Гарри Поттер (2 первые книги, 1997, 1998).
Фэнтези ли это? Безусловно!
Из Википедии: "Серия представляет собой совмещение многих жанров, среди которых фэнтези и подростковый роман с элементами приключений, детектива, триллера и любовного романа".
Как будто без приключений возможен жанр фэнтези?!
"По словам Роулинг, главной темой романов является смерть, хотя они и рассматриваются в первую очередь как детская литература".
Всё это (как и значительный объем текста, а также эволюция героев) делают серию книг о ГП более сложной, как для восприятия, так и для анализа.
Но что мы имеем?
Вымышленный мир, параллельный реальному. При этом он окружает простых смертных, но маглы его не видят, так как это регулируется волшебным законодательством. Мир этот и близок к Средневековью, и далёк от него. Это альтернативная вселенная, выписанная Роулинг до мельчайших деталей (тыквенные пироги, сливочное пиво, маховики времени давно ушли в массовую культуру!). Это мир, в который веришь, а не воспринимаешь, как фольклорное допущение. Архетипических сюжетов полно - в основе всё та же борьба Добра и Зла.
Фольклорное допущение, безусловно, есть - все эти волшебные палочки, заклинания, зельеварение, оборотни, драконы, гиппогрифы, анимаги и пр. А вот специфику допущения определить сложно. Сказочное? Мифологическое? Легендарное? Героическое? Как Вы думаете?
Тем не менее - это фэнтези. И по количеству и подробности деталей самое фэнтезийное из вышеперечисленных. Но современная литература предъявляет более жёсткие требования к жанру фэнтези. Поэтому без деталей сейчас никуда!
А вот "Рони"и "Хроники" на статус фэнтези не претендовали и были заявлены, как сказочные повести, то есть статус фэнтези получили уже в 21 веке.
Продолжение следует...