Когда православные христиане начинают поститься, то с течением времени к ним нередко приходит осознание, что многие не понимают сути христианского поста. Потому что в соцсетях, СМИ и даже с амвонов мы нередко читаем и слышим заковыристые объяснения - высокопарные и избитые слова о том, что пост это не диет. Вместо выбитой из-под ног «табуретки» ритуальной гастрономии, которая регламентирует, что можно есть, а что нельзя – верующим предлагаются сложные аскетические выкладки. Но сложные богословские вещи необходимо объяснять на простых примерах.
Глубинную суть поста можно осознать через культурные мостики, например, в виде знакомых с детства стихотворений. Помните замечательное произведение Елены Благининой «Посидим в тишине»? Вот оно:
Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать...
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
"Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине!"
С младых ногтей эти строчки вызывали у советских детей какой-то священный молитвенный трепет. В этом стихотворении луч воспринимается как реальное живое существо, который вступает в контакт героиней. А ведь вполне возможно, по задумке автора, которая родилась до революции – луч в этом стихотворении это присутствие Бога.
Обратите внимание, что луч появился в тот момент, когда ребёнок ограничил свои «хочу» ради любви к маме. Так и мы, верующие, самоограничиваем себя в пост ради любви к Господу, чтобы обуздать свои многотысячные «хочу», которые зачастую отдаляют нас от Него. Но для того, чтобы понять суть поста через это стихотворение - нужно полюбить Бога хотя бы также как свою маму. Давайте начнём уже сейчас?