Разговоры о книгах и не только)
Изменить
Подростковое чтение. М. Грипе
Сегодня
Мария Грипе.
Тень на каменной скамейке.
И белые тени в лесу.
Дети теней.
Тайник теней.
В комментариях к отзывам о первой книге была затронута тема мистицизма, которая является ведущей в творчестве М. Грипе. В аннотации к новому изданию как раз и упоминался мистический реализм книги. Но его не было в первой части. Зато в остальных - с избытком!
Напомню, что в первая часть посвящена истории взаимоотношений Берты и Каролины, горничной, которая стала для всей семьи очень важным и нужным человеком. Всю книгу М. Грипе держит читателя в напряжении - какую тайну скрывает Каролина? В принципе особой тайны там и нет, легко догадываешься в чём дело где-то в середине.
Первая часть заканчивается тем, что Каролина посвящает в свою тайну Берту...
И вот бы М. Грипе закончить на этом, получилась бы прекрасная книга и всё! А так - она часть тетралогии, а значит - нужно рассматривать её в контексте с другими романами.
Вторая книга "Дети теней" не менее интересна! Центр повествования смещается с внутреннего мира Берты к истории взаимоотношений Каролины и Берты и Розильды и Арильда, к которым девушки приглашены в роли компаньонов. Эта часть очень интересна! Здесь полно тех самых мистических приключений, о которых намекают нам издатели в аннотации к первой книге. Но очень часто возникает ощущение, что автор сам не знал, как увязать концы с концами, поэтому многие моменты кажутся очень натянутыми. Каролина всю книгу притворяется Карлом и все безоговорочно в это верят. Берта постоянно мучается угрызениями совести из-за постоянного вранья, но между делом успевает распутать загадку таинственного исчезновения матери Арильда и Розильды. Сам сюжет в общем-то безупречен. Такой классический детектив с элементами мистики, главный действующим лицом которого является девушка-подросток. Но попытка автора связать новую сюжетную линию с тайной предыдущей части не удалась. В итоге получается рассказ о том, как Каролина и Берта постоянно мучают и доводят друг друга, но с этим пока еще можно смириться.
Нужно отдать должное - роман захватывает с первой страницы и не отпускает до последней. Особо впечатлительным - на ночь читать не рекомендую!
И всё было бы ничего, не приди автору в голову идея написать третью часть! Из подросткового романа мы попадаем в латиноамериканский сериал со всеми вытекающими последствиями. Все сюжетные линии просто притянуты за уши. Но так как на протяжении первых двух книг успеваешь привязаться к героям, то смиряешься и с этим. Финал предсказуем с первых страниц, но до последних надеешься, что автор одумается. Напрасно!
Самое интересное, что тайна первой книги так и не раскрыта. Даже в четвертой книге.
Не хочу раскрывать сюжет, поэтому такое странное повествование у меня получается. Что бывает в сериалах? Находятся потерянные матери, герои-возлюбленные оказываются братьями и сёстрами, влюбленные героини гибнут от анорексии, отцы теряются на поле брани, чтобы через какое-то время прийти с возмездием, юноши обнаруживают в себе запретные страсти, о которых тут же тайно рассказывают всем знакомым девицам. И это - начало 20 века! Я им даже немного завидую!
Самая необычная - четвёртая книга. Автор использует приём смены рассказчика - в первых 3 книгах это - Берта, в последней - Каролина. То есть вся череда событий и необыкновенных совпадений теперь подаётся с точки зрения Каролины, довольно эксцентричной особы, страдающей к тому же раздвоением личности и находящейся в переписке со своим альтер эго. Суть событий от этого не меняется - мёртвые воскрешают с завидной регулярностью, тайны остаются тайнами, немые заговаривают, потерянные находятся. Самокопания героини до философской прозы не дотягивают, в романе мало событийности, поэтому читается он крайне медленно (первые три - три дня, четвертый - две недели!).
Более того Мария Грипе поднимает в романе политические темы (женская эмансипация, первая мировая война), но всё это так косвенно и искусственно, что Каролина выглядит очень поверхностной и психически не стабильной девушкой. Размышления о любви и истинном предназначении тоже слишком экзальтированы. Будет ли роман интересен современным подросткам? Не знаю... Сомневаюсь... На меня он произвёл тягостное впечатление. Одна из центральных, как мне показалось, тем романа - потеря семьи и сиротство при живых родителях. Эта тема остро стоит в европейской литературе 20 века. Марии Грипе удалось поставить эту проблему по-шведски, вписав в историю и общемировой контекст. В романе намешано всё - война, религия, дружба, любовь, предательство, смерть... На этом фоне странно выглядят размышления о Жанне д'Арк и портрете Дориана Грея!
В общем, всё заканчивается хорошо для всех героев, кроме, пожалуй, Берты, которая оказалась самым лучшим другом для всех и, как водится, самой несчастной в любви. Но Мария Грипе надо отдать должное - как правило, в жизни всё так и происходит. И её любимую героиню Берту постигла та же участь.
Читать ли? Однозначно - читать! Чтобы самим разобраться и понять. А, возможно, увидеть мир глазами детей и мир глазами родителей... Чтобы понять, что самое главное - сохранять в себе любовь, умение прощать и принимать жизнь... И смотреть на мир "полными любопытства глазами"...