Да, дорогие друзья, под тяжестью многочисленных и неопровержимых фактов приходится признать, что на протяжении всей своей истории одни люди приносили в жертву других, иногда с согласия последних, но чаще, не особенно интересуясь мнением жертвы. Причём, есть вполне убедительные гипотезы, что в жертву себе подобных могли приносить ещё предшественники предков современных людей - гоминиды, жившие 1,9 миллиона лет назад и известные нам под общим названием - Homo habilis (человек умелый). В частности, на стоянке в ущелье Олдувай (Танзания, Африка) найдено большое количество человеческих черепов, без остальных частей скелетов. Был ли это какой-то культ или нет, сейчас, спустя без малого два миллиона лет, учёные утверждать не берутся. Зато, с уверенностью подтверждают, что другие наши предшественники, неандертальцы (жили 400-30 тысяч лет назад), точно приносили в жертву своих соплеменников.
Но задача настоящей статьи не освещение истории человеческих жертвоприношений, тем более, что исследований на эту тему, в том числе и находящихся в открытом доступе в интернете, предостаточно. Мы попытаемся определить основные причины, которые побуждали одних людей умервщлять в религиозных целях других людей.
Прежде чем перейти к описанию некоторых причин человеческих жертвоприношений, сразу поясним, почему жертву требовалось именно убивать. Лишение человека жизни в религиозных целях связано с представлениями людей о том, что в мире богов, духов и предков живым делать нечего. Для того, чтобы жертва была увидена, услышана и принята адресатом, её нужно было вывести из разряда живых. Причем, у большинства народов мира смерть жертвы воспринималась не как смерть, а как иная форма жизни. Впрочем, справедливости ради, заметим, что на всем протяжении человеческой истории было создано огромное количество вариаций жертвоприношений человека, и далеко не в каждом случае его нужно было убивать. Иногда его образ наносился на поверхность камня и этого было достаточно, иногда он просто, пройдя через имитацию обряда жертвоприношения, считался "жертвой" и т.д.
1. Жертва - дар. Наиболее распространённая причина принесения человека в жертву - желание наладить гостевые отношения с богами. На протяжении длительного исторического периода многие народы мира считали, что они гости в этом мире, и их благополучное пребывание в "гостях" напрямую зависит от доброго к ним отношения "хозяина", Бога или богов. Поэтому, в качестве подарка Богу отправлялись не только имущество, скот, военная добыча и часть урожая, но и дети, самые лучшие девушки и юноши, для того, чтобы стать "жёнами", "мужьями", "слугами" в горних пределах Верхнего мира. В определённом смысле слабыми отголосками этих древних обрядов, сегодня полностью утратившими своё изначальное назначение, можно считать конкурсы красоты и соревнования в области изящных искусств и спорта.
2. Жертва - посланник. Для повседневного общения с богами человечество всегда определяло особых лиц, лучше других толкующих волю создателей: жрецов, шаманов, священнослужителей и пр. Иногда, в критические для народа моменты, требовалось богу-покровителю дать более подробное изложение чаяний людей и в качестве жертвы определялись те, кто в состоянии "держать ответ перед богом" - священнослужители или старейшины. Как правило, такие жертвы были добровольными.
3. Жертва - попутчик. Ещё одна известная с глубокой древности причина для человеческих жертвоприношений - "сопровождение" в мир иной умершего правителя, главы рода, религиозного, военного или политического лидера. Археологи, исследуя древние погребения, частенько сталкиваются с такими "сопутствующими жертвами". Причем, такие жертвоприношения могут быть для жертв как добровольными (члены семьи, соратники), так и вынужденными (слуги, рабы, военнопленные).
4. Жертва - искупление. Практически во всех известных религиозно-философских системах и религиозных доктринах народов мира содержится идея, что этот мир существует благодаря установившемуся равновесию между хаосом и порядком, добром и злом, светом и тьмой, жизнью и смертью. Любое нарушение равновесия по инициативе людей, пусть даже эта инициатива была им и во благо, воспринимается богами отрицательно и требует компенсации. Поэтому, выигранная война сопровождалась массовыми принесениями в жертву побежденных, крупные успехи в экономике, хотя бы и в масштабах племени или рода, приводили к созданию ритуалов по принесению "искупительных жертв" во имя урожая, добычи или приплода скота, строительству крупных объектов - храмов, гробниц, дворцов, нарушающих "равновесие" пространства, обязательно сопутствовали "закладные жертвы", когда под фундаменты или каменные конструкции гробниц закладывали принесённых в жертву людей.
Таков неполный перечень основных причин человеческих жертвоприношений. Сегодня, процессы гуманизации мирового сообщества, развитие науки и образования, правовой культуры привели к тому, что человеческое жертвоприношение из раздела религиозного и сакрального надёжно переместилось в раздел криминального события. Но произошло это не одномоментно. Еще с глубокой древности, постепенно, место человека на алтаре стали занимать различные предметы и жертвенные животные. Причины такой подмены могли быть разные, но сам факт того, что смягченная форма жертвоприношений дожила до наших дней, указывает, что идея оказалась жизнеспособной. Сейчас мало кто в нынешних жертвах, будь то монетка, предметы, продукты питания или животные видит отголоски кровавых ритуалов прошлого. Время, когда наши предки считали себя и себе подобных ценнейшим, но равным по значению плодам, животным и растениям, "подарком" богам, уже безвозвратно прошло.