Найти тему
ПротоТип

Жертвоприношение. А зачем?

Рембрандт Ван Рейн «Жертвоприношение Авраама», 1635 (фотография фрагмента картины взята из интернета)
Рембрандт Ван Рейн «Жертвоприношение Авраама», 1635 (фотография фрагмента картины взята из интернета)

Да, дорогие друзья, под тяжестью многочисленных и неопровержимых фактов приходится признать, что на протяжении всей своей истории одни люди приносили в жертву других, иногда с согласия последних, но чаще, не особенно интересуясь мнением жертвы. Причём, есть вполне убедительные гипотезы, что в жертву себе подобных могли приносить ещё предшественники предков современных людей - гоминиды, жившие 1,9 миллиона лет назад и известные нам под общим названием - Homo habilis (человек умелый). В частности, на стоянке в ущелье Олдувай (Танзания, Африка) найдено большое количество человеческих черепов, без остальных частей скелетов. Был ли это какой-то культ или нет, сейчас, спустя без малого два миллиона лет, учёные утверждать не берутся. Зато, с уверенностью подтверждают, что другие наши предшественники, неандертальцы (жили 400-30 тысяч лет назад), точно приносили в жертву своих соплеменников.

Стоянка неандертальцев (фотография реконструкции стоянки взята из интернета)
Стоянка неандертальцев (фотография реконструкции стоянки взята из интернета)

Но задача настоящей статьи не освещение истории человеческих жертвоприношений, тем более, что исследований на эту тему, в том числе и находящихся в открытом доступе в интернете, предостаточно. Мы попытаемся определить основные причины, которые побуждали одних людей умервщлять в религиозных целях других людей.

Прежде чем перейти к описанию некоторых причин человеческих жертвоприношений, сразу поясним, почему жертву требовалось именно убивать. Лишение человека жизни в религиозных целях связано с представлениями людей о том, что в мире богов, духов и предков живым делать нечего. Для того, чтобы жертва была увидена, услышана и принята адресатом, её нужно было вывести из разряда живых. Причем, у большинства народов мира смерть жертвы воспринималась не как смерть, а как иная форма жизни. Впрочем, справедливости ради, заметим, что на всем протяжении человеческой истории было создано огромное количество вариаций жертвоприношений человека, и далеко не в каждом случае его нужно было убивать. Иногда его образ наносился на поверхность камня и этого было достаточно, иногда он просто, пройдя через имитацию обряда жертвоприношения, считался "жертвой" и т.д.

1. Жертва - дар. Наиболее распространённая причина принесения человека в жертву - желание наладить гостевые отношения с богами. На протяжении длительного исторического периода многие народы мира считали, что они гости в этом мире, и их благополучное пребывание в "гостях" напрямую зависит от доброго к ним отношения "хозяина", Бога или богов. Поэтому, в качестве подарка Богу отправлялись не только имущество, скот, военная добыча и часть урожая, но и дети, самые лучшие девушки и юноши, для того, чтобы стать "жёнами", "мужьями", "слугами" в горних пределах Верхнего мира. В определённом смысле слабыми отголосками этих древних обрядов, сегодня полностью утратившими своё изначальное назначение, можно считать конкурсы красоты и соревнования в области изящных искусств и спорта.

2. Жертва - посланник. Для повседневного общения с богами человечество всегда определяло особых лиц, лучше других толкующих волю создателей: жрецов, шаманов, священнослужителей и пр. Иногда, в критические для народа моменты, требовалось богу-покровителю дать более подробное изложение чаяний людей и в качестве жертвы определялись те, кто в состоянии "держать ответ перед богом" - священнослужители или старейшины. Как правило, такие жертвы были добровольными.

3. Жертва - попутчик. Ещё одна известная с глубокой древности причина для человеческих жертвоприношений - "сопровождение" в мир иной умершего правителя, главы рода, религиозного, военного или политического лидера. Археологи, исследуя древние погребения, частенько сталкиваются с такими "сопутствующими жертвами". Причем, такие жертвоприношения могут быть для жертв как добровольными (члены семьи, соратники), так и вынужденными (слуги, рабы, военнопленные).

4. Жертва - искупление. Практически во всех известных религиозно-философских системах и религиозных доктринах народов мира содержится идея, что этот мир существует благодаря установившемуся равновесию между хаосом и порядком, добром и злом, светом и тьмой, жизнью и смертью. Любое нарушение равновесия по инициативе людей, пусть даже эта инициатива была им и во благо, воспринимается богами отрицательно и требует компенсации. Поэтому, выигранная война сопровождалась массовыми принесениями в жертву побежденных, крупные успехи в экономике, хотя бы и в масштабах племени или рода, приводили к созданию ритуалов по принесению "искупительных жертв" во имя урожая, добычи или приплода скота, строительству крупных объектов - храмов, гробниц, дворцов, нарушающих "равновесие" пространства, обязательно сопутствовали "закладные жертвы", когда под фундаменты или каменные конструкции гробниц закладывали принесённых в жертву людей.

Таков неполный перечень основных причин человеческих жертвоприношений. Сегодня, процессы гуманизации мирового сообщества, развитие науки и образования, правовой культуры привели к тому, что человеческое жертвоприношение из раздела религиозного и сакрального надёжно переместилось в раздел криминального события. Но произошло это не одномоментно. Еще с глубокой древности, постепенно, место человека на алтаре стали занимать различные предметы и жертвенные животные. Причины такой подмены могли быть разные, но сам факт того, что смягченная форма жертвоприношений дожила до наших дней, указывает, что идея оказалась жизнеспособной. Сейчас мало кто в нынешних жертвах, будь то монетка, предметы, продукты питания или животные видит отголоски кровавых ритуалов прошлого. Время, когда наши предки считали себя и себе подобных ценнейшим, но равным по значению плодам, животным и растениям, "подарком" богам, уже безвозвратно прошло.

Жертвоприношение агнца (фотография фрагмента композиции на античной вазе взята из интернета)
Жертвоприношение агнца (фотография фрагмента композиции на античной вазе взята из интернета)