Как купить тур он-лайн дешевле
В 1444 году на окраине города Боровска, Калужская область, на самом высоком месте, где река Истрема впадает в реку Протву, был основан мужской Пафнутьево-Боровский монастырь. Монастырь назван в честь своего основателя – игумена Пафнутия.
В 1467 году вместо деревянной церкви был построен белокаменный собор под названием Рождественский. Впоследствии собор не сохранился. Храм Рождества Богородицы славится тем, что росписи, которыми он был украшен – это были одни из первых работ великого иконописца Дионисия. Все росписи Дионисия выполнялись под руководством старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.
В 1586 году, в годы правления царя Федора Ивановича, собор был разобран и на его месте возведен новый пятиглавый. Материалом для возведения фундамента нового собора послужили белокаменные блоки с росписями иконописца Дионисия XV века. Таким образом, фрагменты работ иконописца Дионисия и иконника Митрофана сохранились до наших дней и хранятся в Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея и в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.
В XVI веке монастырь огородили каменными стенами, обитель стала служить пограничной крепостью. В том же веке был возведен храм во имя Рождества Христова с каменной трапезной. В 1523 году была сооружена звонница, а в 1688 году ее заменили колокольней.
Стены и башни Пафнутьево-Боровской обители относят к строениям XVI—XVII веков. Существует версия, что Георгиевская, Оружейная и Поваренная башни монастыря были созданы под руководством знаменитого архитектора, автора сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря - Федора Савельевича Коня. Однако специалисты нашего времени утверждают, что стены Пафнутьево-Боровского монастыря и самая древняя круглая башня, которая сохранилась до наших дней, были построены после возведения собора и колокольни тем же зодчим. Остальные башни: Тайницкая, Георгиевская были восстановлены после разрушений монастыря во времена смутного времени в 1635 году мастером Трофимом Шарутиным, а самые последние башни: Сторожевая и Входная восстанавливались в 1636 году или после. Следует отметить, что план крепости был рассчитан на оборону напольной «приступной» стены, что характерно для ХIV-XV веков, т.к. башни, построенные на небольшом расстоянии друг от друга, по линии напольной стороны крепости были рассчитаны на активное сопротивление и одновременно выполняли архитектурную функцию центрального фасада монастыря.
В 1610 году от поляков монастырь защищал князь Михаил Волконский, но он был взят и сожжен.
В период реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, иеромонах Полиект Боровский и некоторые другие из руководителей монастыря выступили против церковных реформ. Впоследствии противники реформ были репрессированы, а епископ Павел Коломенский и иеромонах Полиект Боровский были казнены.
После реформ, проведенных патриархом Никоном, Пафнутьево-Боровский монастырь стал приходить в упадок. При правлении Екатерины II в монастыре оставили 33 монаха и послушника, а практически все принадлежавшие Пафнутьево-Боровскому монастырю имения были отобраны. В 1812 году французы сожгли монастырь, но после пожара его удалось восстановить.
В 1923 году имущество, принадлежащее Пафнутьево-Боровскому монастырю передали в руководство Главмузею, но вскоре в нем была размещена исправительная колония, а после – сельхозтехникум. В 1960-х годах, при реставрационных работах было найдено 194 белокаменных блока, и только на 29-ти сохранились фрагменты сюжетов декоративной живописи, датирующиеся началом XVI века.
В 1991 году монастырь передали Русской Православной церкви, а в марте того же года он был открыт. Мощи преподобного Пафнутия Боровского, основателя монастыря, хранятся в Рождественском соборе.