Одной из самых громких премьер 2020 года стал мини-сериал «Нетфликса» «Ход королевы». Кажется, о нем высказались уже все, кроме меня. Не скажу, что я сломя голову гонюсь за всеми новинками, но в этот раз очень захотелось посмотреть. Что из этого вышло, читайте в новом обзоре.
По сюжету сериала, американская девочка-сирота Элизабет, живущая в католическом приюте в шестидесятые, влюбляется в шахматы, посвящает им всю жизнь и, в конце концов, становится чемпионкой всего. А в решающей серии встречается с гроссмейстером из Советского Союза.
Сериал буквально утонул в восторженных рецензиях зрителей и критиков: 8,5 на Кинопоиске, 8,7 на IMDB, 100% на Rotten Tomatoes, 79 на Метаскоре… И на первый взгляд понятно, почему. Сериал снят очень качественно, ярко, дорого-богато, с интересным визуалом (когда Элизабет начинает представлять шахматные партии на потолке), драмой, напряжением и неизменным катарсисом.
Героиня получает набор проблем: жизнь в детдоме, школьный изгой, зависимость от таблеток, на которые девочек подсаживали в приюте, а затем и алкогольная зависимость, одиночество… И все из них, как и положено героине, успешно преодолевает.
И вот казалось бы, смотри ты качественный и задушевный сериал да радуйся… Но нет, я так не могу, мне нужно обязательно к чему-то прикопаться. В общем, в «Ходе королевы» все не так гладко, как может показаться на первый взгляд.
Главная проблема сериала в том, что он до боли стандартный. Это типичная голливудская спортивная драма, коих уже был миллион. «Кто был никем, тот станет всем», вот это вот всё.
Я сперва сравнил ее с весьма посредственной комедией Адама Сэндлера «Счастливчик Гилмор»: сирота с бунтарским характером внезапно открывает в себе талант к игре в элитарном виде спорта, но затем понял, что правильнее будет сравнить «Ход королевы» с практически любым спортивным фильмом, неважно, на основе реальных событий или нет.
Конечно, история Элизабет Хармон полностью вымышленная, но прототипом для нее стал Роберт Фишер. Конечно, у 11-го чемпиона мира по шахматам не было столь драматичной истории детства с игрой в шахматы с уборщиком в подсобке, но местами биографии схожи: живущие порознь родители, талант с юных лет, ну и конечно, встреча с великими, ужасными и непобедимыми советскими шахматистами.
Ну а по части наполнения «Ход королевы» использует старинные заезженные ходы. Вроде угрюмого и молчаливого первого учителя, который вроде бы внешне злюка, но с добрым сердцем, эдакий мастер Мияги из «Каратэ-пацана». Ну или какого-нибудь неизменного победного талисмана героя, которого он перед решающим матчем лишается, а ему говорят, мол, тебе он был и не нужен. Правда, тут «талисманом» стали транквилизаторы, но суть осталось той же. Я уже не говорю о помощи друзей, пришедшей в последний критический момент.
Ну и понятно, что если девочка приходит в новую школу, то сразу же становится забитой тихоней. Но она до этого несколько лет в приюте жила! Значит уж постоять за себя точно должна уметь. А не быть молчаливой с вечно испуганным взглядом.
Кроме того, некоторые драматические моменты были недожаты. В частности, ее проблемы с веществами и алкоголем. По большому счету она только один раз проигрывает с бодуна и то подчеркивает, что она бы проиграла и на трезвую голову, ведь русский был очень силен. Да и вообще, несмотря на бытовые трудности, по пути к чемпионству, она почти не испытывает проблем игровых. Побеждает почти всегда, в худшем случае – не проигрывает.
Ну и ее финальная победа «with a little help from my friends» - это даже не спойлер, а закономерный финал, на который указывало все.
Иными словами, со сценарной точки зрения «Ход королевы» весьма простенький и местами недожатый сериал. Но что же заставляет зрителей так его полюбить? Что так сильно подняло запросы «how to play chess» в гугле?
Привязанность, друзья мои. Понимаете, образ Элизабет был так хорошо прописан, что за ее успехами было просто приятно наблюдать. Мне хотелось, чтобы эта девушка добивалась успеха, и получив предсказуемый хэппи-энд, я был очень рад за нее. Наверное, в наше непростое время 2020 года нужны такие вот незамысловатые истории, от которых тепло на душе.
Впрочем, говоря о заезженных клише, я все же должен оговориться. Кое-где создатели радовали свежими решениями. Так в сериале нет как таковой прописанной истории любви. У героини есть и романтические отношения, и просто интрижки, но ни одна из них не приводит к стандартному хэппи-энду, и это реально пошло сериалу на пользу.
Ну и образ приемной матери. Когда Элизабет холодно и напряженно приняли в новой семье, я уже готовился к набившим оскомину клише с родителями-тиранами, дочкой-бунтарем. Затем, когда мама узнает о таланте Элизабет и о том, что шахматы приносят деньги, я приготовился к сюжету «Тоня против всех», с мамашей-извергом. Ну знаете, все эти «Я буду на тебя давить и сломаю психику, потому что люблю тебя». Но и этого не было! У Элизабет с приемной матерью не было идеальных отношений, но при этом теплота присутствовала. Грамотный баланс, спасибо авторам.
Ну и выверт с родной матерью вышел тоже весьма неожиданным, тут респект.
Но главное, что заставило меня полюбить этот сериал – это, конечно же, изображение СССР и советских шахматистов.
Перед просмотром я уже видел пару отзывов о «чудовищной клюкве» и злых «русофобах», «в очередной раз поливающих нашу страну дерьмом». Вспоминая злодеев из того же «Чуда на льду», я готовился к худшему, но…
Такого уважения к советским гражданам и СССР, как в «Ходе королевы», я не видел очень давно. О советских шахматистах высказываются исключительно в превосходных тонах, сравнивают их с машинами, говорят, что русских победить просто невозможно. А сами русские очень тепло относятся к Элизабет, да и друг к другу. По вечерам они обсуждают и разбирают вместе шахматные партии, и именно это становится основной моралью сериала: сила в дружбе. Про Советы так и говорят: они побеждают, потому что действуют как команда. И Элизабет удается победить только когда ей на выручку приходят старые друзья. Особенно был приятен момент с партией героини против пожилого советского гроссмейстера, который после поражения рассыпался перед ней в комплиментах.
Иными словами, в финале у Элизабет нет стандартной битвы со злодеем, потому что русские здесь не злодеи.
Ну а ярлык «клюква» у некоторых юзеров похоже принято вешать уже на любое изображение нашей страны иностранцами. Неважно: достоверное - недостоверное, точное – неточное, положительное – отрицательное. Показали Россию/СССР: фууу клюква. Вполне вероятно, конечно, у некоторых людей сгорело одно место с момента, где показали, что к советским шахматистам на турнире в США был приставлен особист, «чтобы не сбежали». Ну конечно, разве могло быть такое, чтобы граждане самой свободной страны в мире нуждались в контроле спецслужб за границей? Чтобы советские граждане, да еще и спортсмены, могли сбежать на Запад?! (кхе-кхе, Белоусова Протопопов Корчной).
При этом сериал показывает, что и героиня в СССР оказывается РОВНО В ТАКОЙ ЖЕ ситуации. Что холодная война велась по обе стороны. Что обе страны хотели использовать спорт как инструмент политической борьбы. К Элизабет также приставляют «куратора», ее пытаются заставить произнести антикоммунистическую речь, что она гневно отвергает и едва не пролетает с поездкой. Клюквоискатели вы обиженные, что вам на этот-то раз не так показано? Автоматов с газировкой на улице не поставили, или тему лучшего в мире мороженого не раскрыли? Как вам еще нужно хвалить нашу страну?!
Короче говоря, американский сериал за 7 эпизодов сделал больше для гордости за Россию, чем кое-кто за 20 лет.
Ах да, я еще встречал возмущенные отзывы, что "Нетфликс" в очередной раз "прогнулся под повесточку радфемок", потому что видите ли главная героиня - девочка в мужском мире. Но это мне даже комментировать не хочется, половые комплексы и не к такому приводят.
Но самым сильным моментом сериала я все же считаю сцену, где героиня приезжает на похороны своего первого учителя и видит в приюте в его подсобке доску с газетными вырезками ее успехов. Лаконичная и мощнейшая сцена, выворачивающая душу наизнанку.
Ну и еще одна мелкая, но важная деталь. Консультантом сериала выступил Гарри Каспаров, и профессионалы отмечают, насколько хорошо и грамотно прописаны в нем партии. Ходы и решения шахматистов принимаются не от балды, за основу игр взяты некоторые реальные партии, так что с технической точки зрения не подкопаешься.
Возможно, конечно, именно фигура Каспарова заставила некоторых граждан определенного склада ума считать, что сериал «клюквенный и «русофобский». Подозреваю, что они и не смотрели его.
Кстати, Каспаров дал интересное интервью об истории создания сериала. Судя по всему, он не ограничился ролью технического консультанта и даже кое-что подправил в сценарии, за что Гарри Кимовичу большой респект.
Что по итогу? Сериал хоть и незамысловат с точки зрения сюжета, но очень приятный и теплый, а также великолепный с технической точки зрения. Я абсолютно уверен: вы не пожалеете, если его посмотрите.
P.S. Ну а если уже смотрели, то пишите в комментариях: как «Ход королевы» вам? Что понравилось, что не понравилось, на чем сердце успокоится?