Кто тормозит интеграцию постсоветского пространства? Почему так трудно продвигать российское влияние и российские интересы в ближнем зарубежье?
Только не ищите причины в самой России! Забудьте о неизбежности геополитических последствий от распада СССР и превращения союзных республик в самостоятельные государства! Не обвиняйте наших чиновников и политиков в неудачных и непрофессиональных действиях и в том, что некоторые из них так и не научились работать с этими бывшими республиками именно как с отдельными государствами, а не как с вассальными регионами! Не смотрите на проблемы в российских регионах, где порой не хватает эффективного управления и порядка! Не подумайте, что собственное несовершенство может мешать России становиться примером правильно организованного государства, достойным центром влияния и интеграции! Зачем на себя смотреть, проще найти виноватых снаружи.
Это всё хитрые руководители соседних государств – они так и норовят ловко использовать Россию и обмануть. Сотрудничество с нами они стремятся организовать с выгодой для себя, да при этом еще пытаются сотрудничать не только с Россией, но и с другими государствами. Вместо того, чтобы заботиться о российских интересах (или об интересах российского бизнеса), эти хитрецы думают прежде всего об интересах своих стран. Они ведут себя не как российские назначенцы, а как самостоятельные руководители независимых государств - какая неожиданность, какое коварство! Самый «коварный» тот, кто ближе всего – президент союзной Белоруссии Александр Лукашенко - его любит критиковать наше экспертное и около-экспертное сообщество.
Критики не утруждаются детальным разбирательством, упирают на штампованные обвинения, которые легко принимаются публикой. Вот наиболее популярные тезисы:
Лукашенко – нахлебник, он и его государство существуют за счет российских ресурсов: кредитов, углеводородов и т.д., и за счет российского рынка (такое обвинение логично распространить на всю Белоруссию).
Лукашенко – обманщик, обещает интеграцию и союзное государство, но не выполняет, противится сближению и объединению.
Лукашенко – «многовекторный», он стремится сотрудничать и выстраивать отношения не только с Россией, но и с другими странами (тут угадывается обвинение в предательстве).
Эти обвинения стали привычными и уже не требуют конкретных доказательств, достаточно общего информационного фона. А если разобраться?
Есть на постсоветском пространстве несостоятельные государства с деградирующей экономикой, но Беларусь к ним точно не относится. Эту страну никак нельзя обвинить в том, что она не работает и живет за чужой счет. Трудятся белорусы добросовестно и на жизнь свою зарабатывают сами. Трудится и белорусский президент, результат его труда – состоявшееся независимое государство, отлаженные производства, социальные гарантии, чистота и порядок. Необходимые им ресурсы они покупают за деньги – это нормальная мировая практика, как и кредитование. Они сами производят и продают свою продукцию, и не только на российский рынок. Если Россия дает Белоруссии какие-то льготы и скидки, надо смотреть, что Россия за это получает? Возможно, транзит через белорусскую территорию (в т.ч. в нашу Калининградскую область до границы с Литвой), или что-то по части обороны и безопасности?
Если российско-белорусское сотрудничество в чем-то происходит в ущерб России, если Беларусь имеет возможность не расплачиваться адекватно за российские поставки и услуги, если Россия терпит убытки и не получает обещанное, значит так это сотрудничество организовано, так оформлены договора, и кого же в этом обвинять? Прежде всего – российских ответственных работников, которые с нашей стороны это организовывали и оформляли. Экономические дела следует устраивать по объективным экономическим законам, договоренности формулировать и фиксировать юридически, а если у нас кто-то не умеет это делать, так Лукашенко в том не виноват. Но прежде надо разобраться, есть ли такие случаи на самом деле, допускаем ли мы в действительности односторонние уступки и потери без компенсирующей выгоды для нас, или это просто искусственный информационный шум, деструктивная пропаганда. Выявляемые упущения и потери должны побуждать нас не к обвинительным эмоциям, а к грамотной работе.
В конце концов, от невыгодных проектов и отношений можно отказаться, это нормально, хотя и не всегда правильно. Прекратить сотрудничество – решение простое и легкое, труднее переформатировать и переоформить это сотрудничество так, чтобы оно стало выгодно. А еще надо учесть, что интересы отдельных субъектов российского бизнеса не обязательно полностью совпадают со стратегическими интересами России. Итак: взаимовыгодное сотрудничество – не повод для претензий, а невыгодное для нас сотрудничество надо реорганизовать и оформить правильно, либо прекратить. Это предмет для профессиональной работы специалистов, а не для обид и публичной перебранки.
В отношении интеграции России и Белоруссии нельзя сказать, что ее совсем нет – мы связаны многими нитями, отношения у нас тесные и многогранные. И союзное государство все-таки существует. Дальнейшее сближение потребует единого управления, соединения хозяйственных систем наших стран. Готовы ли мы к такому соединению? В России, похоже, рассматривают это соединение как включение белорусской экономики в российскую систему и распространение на Белоруссию российских порядков. В этом есть логика, ведь объединенное союзное хозяйство должно управляться системой, приспособленной для большой многорегиональной страны, организационная модель маленькой Белоруссии может просто не подойти для большого и сложного государства. Но тогда возникает вопрос: насколько хороша, насколько эффективна существующая в России система управления и хозяйствования, насколько приемлемы для Белоруссии российские порядки? Нам самим-то наши порядки нравятся?
Многие российские эксперты, включая самых маститых и очень популярных, регулярно и публично указывают на несовершенство сложившихся в нашей стране способов хозяйствования и управления, на их экономическую неэффективность и социальную несправедливость. Упоминают и неудачную кадровую политику, и коррупцию и много чего еще… Подтверждают всё это примерами из жизни. Тем чуднее слышать от этих же экспертов адресованные белорусскому президенту обвинения в срыве интеграции, т.е. в нежелании устанавливать то же самое и в Белоруссии. А почему Лукашенко должен этого желать, зачем ему интегрироваться в такую систему? Разве Лукашенко враг своей стране, почему он должен перенимать наши недостатки?
Между тем события, происходящие в России с начала текущего 2020 года, свидетельствуют о начавшейся реорганизации российской системы государственного управления и хозяйствования. Судя по принимаемым решениям, будут очень серьезные изменения. Получается, наша российская модель государства пока не создана, ее еще предстоит выстроить и отладить? А в каком же направлении теперь меняются наши порядки? Централизация управления, усиление роли государства… - да ведь это как раз приближает российскую систему к белорусской? Может это и есть подвижки к нашей дальнейшей интеграции? Фундаментом интеграции должна стать единая унифицированная система управления и хозяйствования – эффективная и справедливая, эту систему надо сначала создать в России, а пока ее нет, с интеграцией придется повременить и Лукашенко в этом не виноват.
«Многовекторность» - на мой взгляд, самое нелепое обвинение. Что понимается под этой многовекторностью? Стремление сотрудничать сразу со многими странами, невзирая на сложные отношения между ними? Ну тогда самым многовекторным государством является, пожалуй, Россия. Уж с кем только мы не сотрудничаем, даже заклятым нашим недоброжелателям оставляем шанс для возобновления диалога и сотрудничества. Среди тех, с кем Лукашенко наводит мосты, едва ли найдется такая страна, с которой Россия отказывалась бы сотрудничать. С той же Прибалтикой мы сами пока все связи не разорвали, общаться и работать не отказываемся, и с прочей Европой, и с Америкой. Все так делают - вот и Азербайджан, сотрудничая с Россией, демонстрирует Эрдогану свою многовекторность.
Конечно, есть такие чувствительные области сотрудничества, где надо выбирать чью-то сторону: оборона, безопасность…, но вроде Лукашенко в этом смысле в предательстве не замечен. Наши взгляды на ситуацию в Украине – случай особый – трудно выбирать между двумя родными братьями и тут для Белоруссии логично быть посредником и миротворцем, не ввязываясь в конфликт ни на чьей стороне.
Подводя итоги, рассмотрим причины и следствия.
Наиболее заметная причина критики в адрес Лукашенко на наших информационных площадках – коммерческий характер этих площадок, стремление повышать рейтинги и зарабатывать на острых темах. Среди других возможных причин – желание некоторых чиновников замаскировать их собственные ошибки и недоработки, а также интересы каких-то бизнесменов, имеющих свои виды на Белоруссию. В виртуальном пространстве с его анонимностью вообще неизвестно, кто стоит за тем или иным комментарием, из какого он государства и кому служит – благодатное поле для заказных информационных компаний от чужого имени. Заинтересованных в подрыве российско-белорусских отношений предостаточно, они особо и не прячутся.
Последствия такой информационной атаки российских популистов на Лукашенко не стоит недооценивать – возможно охлаждение отношений, торможение совместных проектов, провоцирование эмоциональных выступлений и неосмотрительных поступков порой несдержанного белорусского президента. В предыстории еще не потухшего «бело-майдана» все это было, и наши общие враги ловко к этому подводили и этим воспользовались. К счастью, на этот раз у них не получилось. К сожалению, наши труженики информационной нивы продолжают привычное дело и о последствиях не задумываются.