Найти тему
Кинотаурус

«Перевал Дятлова», или главная премьера года. Отечественный сериал про сложную загадку прошлого века

Оглавление

Пожалуй, загадка и до сих пор остаётся неразгаданной. Даже недавно вышедший сериал не раскрывает хотя бы малую завесу тайны, а местами ещё больше запутывает. Но несмотря на это - он был, остаётся и будет главной премьерой 2020-го года. Всё просто - хайповая тема, мистика, а также удачная пиар-кампания. Многие обвиняют сериал в том, что он не стал новым «Твин Пиксом». Многие лают, что в сериале был допущен ряд критичных ошибок. Многие же считают, что сериал этот снимать вообще не стоило по причине уважения к погибшим. Ну, предлагаю разобраться, чем же нам явился новый продукт от ТНТ. Для Вас, как и всегда, трудится покладистый бычок, поэтому заваривайте чаёк и устраивайтесь поудобнее...

Пётр Фёдоров. Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Пётр Фёдоров. Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Официальный синопсис

Зима 1959 года. Уральские горы. Группа из девяти студентов под руководством Игоря Дятлова отправилась в поход к заснеженным вершинам. Из этого путешествия живым не вернулся никто. Что произошло с туристами? Погибли под снежной лавиной, были убиты местными жителями или беглыми заключенными? Или же их смерть вызвана встречей со сверхъестественным? Это предстоит выяснить следственной группе под руководством майора Олега Костина. Отправившись на место происшествия, Костин понимает, что в этом деле слишком много деталей, которые не укладываются ни в одну из версий.

Трейлер

Визуальный ряд

Одной из главных положительных черт сериала стал визуальный ряд. И дело тут даже не в графике, коей здесь преогромнейшее количество. Во-первых, в картине присутствует множество различной техники, в том числе и изысканные служебные автомобили прошлого века. Во-вторых, сложные условия съёмок, пусть даже и не на самом перевале. В-третьих, разность в эффектах, в зависимости от сюжетной пары - сцены с группой Дятлова сняты в формате 4:3 в чёрно-белых тонах, а свет при этом расставлен таким образом, что местами можно забыться и вспомнить старые советские ленты, а-ля «Девчата». А вот сцены с расследованием Олега Костина отдают явным нуаром... Два совершенно разных, но весьма гармоничных и дружных стиля. И да, есть тут и графика. Плохого о ней сказать ничего не могу, ведь к этому вопросу подошли ребята из AmalgamaVFX («Американские боги», «Аванпост», «Троцкий», «Салют-7»). Рекомендую просто взглянуть одним глазком на трейлер и Вам уже всё станет ясно. От меня тут явный +1 балл.

Атмосфера

В предыдущем абзаце уже оговорился тот факт, что в сериале есть разность в стилях. Какой-то неразберихи это не создаёт, скорее даже напротив - улучшает восприятие. С лёгкостью можно определить, где тут "текущая" линия повествования, а где условное "прошлое". Не надо быть экспертом в кинематографе, чтобы разделять два повествования на кусочки, дабы понимать, где и какая нить изображается - за Вас уже всё сделали на монтаже. Серии чередуются между собой, именно поэтому в первой будет расследование, а во второй уже покажут туристов. Такое чередование будет идти вплоть до финальных титров.

Вообще, авторы потрудились здесь на славу, а всё ради того, чтобы зрителю было максимально комфортно. Да, местами можно словить дрожь от вида трупа, либо пустить слезу от щепетильной сцены, но сие не отменяет отличной атмосферы, с которой не хочется прощаться после эпилога. В этом сериале хочется задержатся чуть подольше положенного - для российского продукта это весьма новое явление. +1 балл.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Музыкальное и звуковое сопровождение

Помяните моё слово, но это почти безупречная работа. То, как здесь обошлись с музыкой и звуком, можно смело брать в пример для остальных отечественных сериалов. Я серьёзно. Советские хиты, тематический бэкграунд, а песни, звучащие из уст самих артистов - это просто услада для ушей. А вишенкой на торте здесь выступает качественный звук...

Но кое-что в нём мне всё же пришлось не по вкусу - уже ставшей обыденной проблема с записью голоса. К примеру, в картине есть момент с гибелью одного из офицеров. Пока он пытается рассказать главному особисту всей ленты свою историю, актёр, разумеется, изображает умирающего человека. Стоны и похрипывания искажают голос настолько, что из сказанной истории почти ничего не разобрать. Подобных моментов в сериале не так уж и много, но неудобство они вызывают. Решается данная проблема лишь просмотром в хороших наушниках. В общем, не комильфо, но всё же +1 балл.

Актёрская игра

Сначала хотелось бы отметить идеальнейший каст. Трюк с актёрами, возможно, не все поняли - в интернете уже есть куча статей про то, как невообразимо схожи артисты со своими реальными прототипами. Думаю, поискать эти статьи не составит особого труда. Другой же вопрос в повествовании про расследование. Насколько идеальны актёры там?

Можно, конечно, высказать парочку невзрачных слов про Петра Фёдорова. Можно высказаться и про Марию Луговую... Но так или оно нужно, если в целом актёры смотрелись более, чем убедительно? И пусть герой Фёдорова щеголяет по горам в одной лишь рубахе и пальто... Пусть героиня Луговой странно выражает свои эмоции после открытия ей правды про ухажёра из Москвы. Всё это далеко не важно, если актёры хоть чуточку напоминают нам советских людей, а они это делают. +1 балл.

Пётр Фёдоров. Кадр из фильма «Перевал Дятлова»
Пётр Фёдоров. Кадр из фильма «Перевал Дятлова»

Операторская работа и монтаж

Одна из самых эффектных работ в истории русских сериалов. Для меня, как для фаната качественной съёмки, здесь нашлась огромная груда эстетичных кадров и сложных приёмов. Начнём, пожалуй, с главного эпитета - отличного снорика.

SnorriCam - приём, когда камера крепится на тело актёра, перенося тем самым перспективу на него самого. Для простоты описания достаточно вспомнить компьютерные игры от третьего лица. Здесь почти то же самое, только с одной лишь разницей - камера может крепиться не только за спиной, но и сбоку, а также спереди. Для чего это надо в кино? Для эмоций, для эффектности и для необычного взгляда на простые вещи.

В «Перевале Дятлова» к снорику приходят не единожды и даже не дважды. Фигурирует он здесь довольно часто. Да, есть места, где можно было смело обойтись без "грудной камеры", но, чёрт возьми, как же это красиво...

Кроме снорика, операторы не стыдятся здесь и на красивые планы с тактичными разворотами. Нужен пример? Частенько мы видим в кино, как путешественники пытаются составить план своего путешествия. "Мы пойдём сначала через расщелину налево, следом минуем препятствие из миллиона деревьев, а затем двинем прямо и направо, вплоть до тупика из навесной стены, где повернём назад". Успеть представить всё сказанное в голове не всегда представляется возможным - может проще авторам показать сие на экране? Мы всё-таки фильм смотрим, а не книгу читаем? И да, здесь подобное нам покажут, но не просто изображением карты с условными отметками, а эффектным пролётом камеры по пейзажам. Безумно приятно и безумно красиво.

И красивого в картине ещё очень и очень много... Можно написать целую книгу по операторской работу в «Перевале Дятлова» - и даже этого будет мало. Я просто снимаю шляпу перед группой операторов и ставлю им +1 балл.

Уникальность

В данной категории всё очень просто - тема таинственного перевала в российском кино ещё не освещалась, поэтому +1 балл. И даже картина Ренни Харлина в данном случае может постоять в сторонке...

Андрей Добровольский. Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Андрей Добровольский. Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Сценарий

Насколько мне видится, основной задачей авторов был "удобный" сценарий. Удобный и государству, и обычному люду, и экспертам в данной теме, и близким людям, знающих погибших. Важно было не поддаться простому искушению в мистификации фактов, но при этом сделать интересный продукт...

И, на мой взгляд, авторы прекрасно с этим справились. То ли дело в сценаристе, Илье Куликове, который на постоянной основе радует зрителей ТНТ своими интересными находками, то ли создатели в лице аж четырёх режиссёров (Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров и Степан Гордеев) действительно с особой тщательностью подошли к созданию сериала.

Сюжет разделён на две линии - в 1-ой, 3-ей, 5-ой, и 7-ой сериях нам покажут расследование, проводившееся уже после гибели группы Дятлова, где главным лицом является КГБшник Олег Костин, а во 2-ой, 4-ой, 6-ой и 8-ой сериях мы уже будем наблюдать за путешествием самих туристов.

Основная особенность сериала в том, что эти две сюжетные канвы совершенно разные, но прекрасно дополняющие друг друга. Что по стилю, что по идее, что по действиям. Если в расследовании мы наблюдаем детектив, пусть и не совершенный, но всё же детектив, то в путешествии туристов будет прекрасный приключенческий экшен. И вот эта разность в повествовании, идее и наполнении даёт зрителю возможность пощупать раскрываемую проблему с двух сторон.

Да, картине не избежать яростных экспертов с их мнением. Мол, нам показали чепуху, а на самом деле всё было вот так. Тут же нарисуются верующие в то, что во всём виноваты НЛО и Йети. Найдутся люди, которые будут доказывать всем и вся, что это пропаганда. По их мнению и собранным фактам, в гибели виноваты не потусторонние силы и не стихийное бедствие. Я же хочу сказать, что это художественное произведение. Нам не обязаны показывать правду, также как и ложь. Вольная интерпретация, если изволите. Главное в историческом произведении - не податься в дебри, в которые обычно забредают отечественные продукты. «Союз Спасения» или же «Тобол» тому явное доказательство. Здесь же достаточно уверенный сценарий, на который могут вскрикнуть только "умники" и "умницы".

У картины есть крепкий сценарий, в котором очерчивается чёткая цель. Есть мораль, есть смелые решения, есть отличные диалоги и нет чернухи. Сериал можно смотреть всей семьёй и не беспокоиться о мате и прочей ерунде, которая всегда уместна в продуктах от сервиса Premier. И вроде бы всё отлично, но без минусов всё же не обошлось.

Во-первых, странный финал в линии про расследование. Смотревшие сериал, надеюсь, меня поймут - просто не хочется спойлерить. Так же странности добавляет персонаж Дубининой, из которой сделали любовную интриганку - что ни разговор, то она думает, кого бы из группы Дятлова полюбить и с кем бы сыграть свадьбу. Уж не знаю, насколько реалистично передали её образ, но к середине ленты её персона изрядно надоедает. Я прекрасно осознаю, что это было необходимо для женской части аудитории, но в таком ли количестве? И вдобавок ко всему, некоторые диалоги оказались уж слишком наигранными - местами герои говорят как в жизни, а местами начинают цитировать Кафку или Ницше. Такие крайности выглядят нелепо и мгновенно резонируют на зрителя - сложно сочувствовать тому, в ком не видишь жизни.

Я не буду зазря занижать оценки, ведь сериал мне понравился. Да, получилось не без греха, но многое вышло на весьма достойном уровне. Возможно, что я упускаю важную деталь, но картина показалась мне заслуживающей следующих оценок:

  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: +1 балл;
  • Развязка: +1 балл;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

Второй сериал на нашем канале, получивший максимальную оценку. Да, некоторых минусов он явно не лишён, а некоторые могут заявить, что он не заслуживает 10 баллов из 10 возможных, но тут дело каждого. Важно сказать, что сериал способен дать почву для размышлений, а также дать зрителю шквал эмоций. Стоит ли смотреть? А Вы ещё сомневаетесь? Смотреть определённо стоит, но не надо проецировать показанное на действительность. Это художественный вымысел, сказка если угодно. Это лишь мысли авторов на одну из самых загадочных историй прошлого века, а не попытка рассказать правду...

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛