Это удивительно, насколько связаны наши психические процессы с соматическими! Душевные тревоги, нестроения, нездоровье практически всегда трансформируются в болезни физического тела. Впрочем, верно и другое: физиология тоже влияет на психику, то есть стоит нам подцепить какую-то инфекцию, к примеру, или пораниться, тотчас же происходят некие сдвиги в нашем психическом состоянии, меняется нервно-эмоциональный статус и пр.
Вопрос о том, что первично, а что вторично применительно к анализу взаимовлияния тела и души, не имеет решения — практически как вопрос о первичности курицы или яйца. Это настолько взаимоперетекающие ипостаси человека, что порой бывает трудно понять, где оканчивается одно «измерение» и начинается другое.
Как вам наверняка известно, очень многие исследователи пытались нащупать связь между конкретными соматическими болезнями и вызывающими их психическими явлениями. Предполагается, что одни болезни случаются от обид, другие — от заниженной самооценки, неудовлетворенного честолюбия, можно заболеть по причине того, что в детстве тебя не любили и т. д. Можно встретить рассуждения вполне серьезных людей в духе «ага, если у тебя болят ноги, значит ты идешь не своим путем, тебе надо поменять работу — и все наладится».
Дорогие друзья, все не так просто, чтобы не сказать — примитивно. Дело в том, что, хотя все люди принципиально похожи, все равно каждый — уникальная система, все компоненты которой и сами неповторимы, и взаимодействуют по неповторимым законам.
Из этого следует, что у каждого индивида психосоматика — своя. Да, безусловно, существуют общие тенденции; но люди не похожи друг на друга как две капли воды — стало быть, у каждого своя парадигма, свои законы, управляющие жизнью системы Человек.
То, что 100% поможет одному, может не помочь другому и только отчасти помочь третьему. Вы понимаете, о чем я?
«Средней температуры по больнице» не бывает — она конкретная у каждого конкретного пациента. Необходимо изучить обстоятельства жизни, физиологию, генетику данного человека, чтобы верно диагностировать его недуг, причин болезни, определить ход лечения, дать адекватный прогноз. Я имею в виду и чистую соматику, и психосоматику.
Собственно говоря, «чистой соматики» не так и много. Конечно, случаются несчастные случаи, в результате которых человек получает травмы – и такие травмы я отношу к «чистой соматике». (Впрочем, и под травмы и несчастные случаи можно подвести теоретическое обоснование, и в результате окажется, что травмированный подспудно — на уровне бессознательного, которое есть продукт деятельности психики, — стремился угодить в какую-то неприятность; ряд исследователей этим и занимаются, и небезуспешно; но мне кажется, что все это «игры разума» — не более чем упражнения в остроумии тех, кто решил в нем поупражняться.)
Еще к «чистой соматике» я склонен относить разнообразные наследственные заболевания. (И опять со мной поспорят те, кто небезосновательно предполагают, что наследуются не только телесные особенности, но и личностные качества, и то, что относится к области психики. Я не стану этого отрицать, и все-таки, скажем, наследственная леворукость — это просто наследственная леворукость, чисто соматический признак, который никак не сопряжен с психическими особенностями, согласны? Вместе с леворукостью могут наследоваться некие черты характера, «фирменные фамильные фишки», но леворукость не будет ими обусловлена! Однако леворукость, разумеется, не болезнь. А вот плохие сосуды по наследству получить можно — и это вызовет соответствующие соматические проблемы, заметьте, чисто соматические; бывает наследственная тугоухость, и наследственная близорукость, и передающиеся по наследству дефекты соединительной и костной ткани, заболевания крови и т. п.
«Чистая соматика» — это и врожденные болезни, полученные родах травмы, инфекции, от которых все пошло кувырком в здоровье человека.
Это и подхваченные во время эпидемий «заразные» болезни, которыми болеют все, у кого хотя бы в какой-то мере ослаблен иммунитет.
Остальное можно смело считать психосоматикой. Причем каждый индивид выдает свои психосоматические реакции на те или иные события и раздражители. Это вызвано целым рядом причин, среди которых и особенности физиологии (вспомним: где тонко, там и рвется!), и поведенческие стереотипы и т. д.
Скажем, в некой семье была традиция жаловаться на головные боли и мигрени (я говорю о «традиции», поскольку порой трудно разобрать, имеют ли место объективные или традиционные жалобы, настолько все взаимоперетекает). Как вы думаете, какой будет психосоматическая реакция №1 у выходца из этой семьи? Ну конечно же, при первом удобном случае у него будут случаться головные боли.
(На заметку родителям: хотите минимизировать явления психосоматики у своих детей — как можно меньше рассказывайте им о своих «хронических болезнях», исключите из семейной традиции разговоры о плохом здоровье, «прислушивание» к разного рода «покалываниям» и «пощипываниям»; с самого детства давайте ребенку понять, что он здоров и все окружающие в основном здоровы; болезнь не дает никаких бонусов, а представляет собой досадное недоразумение, с которым надо как можно скорее разобраться, коль скоро оно возникло — и заниматься своими делами дальше.)