Найти тему
Art will go on

Почему Иван Шишкин доверил написать медведей из «Утра в сосновом лесу» другому художнику?

Самая известная картина великого русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Зрителю она особенно полюбилась за то, что в великолепный пейзаж русского леса вписана жанровая сцена – утренний променад медведицы с медвежатами. Шишкин передал состояние природы на рассвете: сквозь частые столбы деревьев пробиваются первые лучи солнца, голубая дымка тумана создает впечатление таинственности, сказочности в дремучем лесу. Только медведей на картине написал не Иван Шишкин, а художник Константин Аполлонович Савицкий. Зачем же Шишкин нарисовал это полотно в соавторстве с другим художником?

Утро в сосновом лесу. 1889 г. Государственная Третьяковская Галерея
Утро в сосновом лесу. 1889 г. Государственная Третьяковская Галерея

Шишкин и Савицкий были друзьями. Они вместе работали в Артели художников, состояли в Товариществе передвижных выставок, обсуждали друг с другом сюжеты будущих работ. Даже были кумовьями. Сюжет медведей в лесу подсказал Шишкину Савицкий. Константин Аполлонович увидел работу друга, на которой был нарисован лес. Савицкий сказал, что на картине чего-то не хватает, и посоветовал добавить в центр композиции медведей. Шишкин согласился и разрешил Савицкому самому нарисовать медвежье семейство. Выходит, что Шишкин не умел рисовать животных? Да нет, умел. Не мог не уметь. Художник, получивший образование в Императорской Академии художестве, мог рисовать все. Конечно, главным для Шишкина был пейзаж, но животные нередко появлялись на его картинах, как-то: лошади, собаки, лисы, коровы, различные виды птицы.

Крамской И. Н. Портрет И. И. Шишкина. Государственная Третьяковская Галерея
Крамской И. Н. Портрет И. И. Шишкина. Государственная Третьяковская Галерея

Почему же Шишкин позволил Савицкому нарисовать медведей? Думается, для него был настолько важен пейзаж, что все остальные детали были второстепенны, поэтому он не стал терять времени на рисование медведей. Также он согласился на эту творческую коллаборацию, потому что идея принадлежала его другу. И ведь все было по-честному: подписей на картине было две.

Картина «Медвежье семейство в лесу» (именно так она сначала называлась) была выставлена в 1889 году на Передвижной выставке с подписями обоих художников. После выставки картину купил Павел Третьяков, который, по сообщениям очевидцев, стер подпись Константина Савицкого. Обосновал он это тем, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». Шишкин выручил за картину 4000 рублей, из которых 1000 отдал Савицкому.

Крамской И. Н. Портрет К. А. Савицкого. Воронежский областной художественный музей
Крамской И. Н. Портрет К. А. Савицкого. Воронежский областной художественный музей

Жена Константина Савицкого, Валерия Ипполитовна, написала любопытную заметку после этой выставки. Она отмечает, что картина имела успех, поэтому Шишкин стал приписывать авторство только себе. Савицкий, обидевшись, собственноручно удалил с картины свою подпись.

В картинах Шишкина К.А. всегда ему писал фигуры … тарантас в картине Шишкина «Дождь в лесу» написал К.А.. К.А. сделал несколько этюдов в Зоологическом саду с медведя и медведицы, которых изучил с большим удовольствием. … картина была окончена и была выставлена на Передвижной в помещении Поощрения художников. Вещь имела успех; П. М. Третьяков тотчас же купил ее. Успех этой вещи Шишкин … стал приписывать только себе. К.А. был страшно этим возмущен … и замазал свою подпись под картиной, которую, если вглядеться, можно заметить в левом углу картины. Поступком Шишкина были возмущены все товарищи.

Вот так печально, рассорив друзей, закончился один из немногих случаев соавторства в русской живописи.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве. Также читайте мой телеграм-канал.