Найти в Дзене
Игорь Александров

Афганская школа. Курс стрельб по-афгански

Оглавление

Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники!

Не ожидал такого повышенного внимания к своей предыдущей статье. Афганская школа. Одним патроном, лежа, заряжай

Меня радует, что наши мужчины живо интересуется оружием и огневой подготовкой. Видно, хорошие навыки были заложены во время службы в СА или ВС РФ. Плюс в стране много охотников, имеющих личное оружие. Даже сугубо гражданские люди за собственные деньги в виде организованного досуга стреляют на полигонах из боевого оружия. Все это способствует поддержанию высокого воинского умения в нашем народе. Значит, супостат не пройдет, если потребуется, каждый станет воином.

В то же время большое число читателей в своих комментариях оспаривало сведения по боевой скорострельности 5,45 мм автомата АК-74, приведенные в моей статье.

Не вступаю в полемику, а просто прошу ознакомиться с некоторыми сведениями из Википедии.

"Скорострельность представляет собой способность оружия производить определённое количество выстрелов в единицу времени.

Различают:

Боевую скорострельность — количество выстрелов в минуту, которое теоретически можно произвести с учётом операций прицеливания и перезарядки.

Техническую скорострельность — количество выстрелов в минуту, которое производит оружие без учёта операций прицеливания и перезарядки.

Темп стрельбы — техническая скорострельность автоматического оружия при стрельбе в автоматическом режиме. Например, если у АК темп стрельбы 600 выстрелов/мин, то при беспрерывной стрельбе 30-патронный магазин опустеет за три секунды."

А вот данные из Руководства по 5,45-мм автомату Калашникова, страница 7, предпоследний абзац (фотография ниже)

Боевая скорострельность при стрельбе очередями из автомата – до 100 выстрелов в минуту, при стрельбе одиночными выстрелами из автомата – до 40 выстрелов в минуту.

-2

Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я не знаю ТТХ оружия и автомата в руках не держал, в армии не служил и т.д. Любят некоторые персонажи навешивать ярлыки. Причем делают это некорректно по отношению к оппоненту.

Итак, продолжим изложение моего личного опыта обучения бойцов разведывательного подразделения меткой стрельбе в условиях, приближенных к реальным боевым.

Для этих целей на окраине нашего пункта дислокации в Гульбахоре был оборудован небольшой стрелковый тир размерами примерно 10 – 12 метров по фронту и около 100 – 110 метров в глубину. Стрельба производилась в направлении крутого обрыва высоты, расположенной на левом фланге нашей роты, который представлял собой практически вертикальную стенку. Таким образом, обрыв служил своеобразным пулеулавливателем. Слева тир был ограничен склоном высоты, обеспечивающем безопасность огня для расположения отряда. Справа же предполагалось наличие противника, о безопасности которого от рикошетов мы как-то не задумывались. У кого-то возникнет вопрос, почему мы не сделали основное направление стрельбы в сторону противника. Отвечаю – не обеспечивалась глубина тира. От переднего края нашей роты до каких-то построек, садов, за которыми еще и протекал арык, было примерно 40-50 метров. Поэтому и пришлось основное направление стрельбы сделать параллельно переднему краю.

Забегая вперед скажу, что все мишени устанавливались почти вплотную к обрыву либо крепились к нему на разной высоте. Но об этом позже.

Первый этап – подготовка оружия – проверка боя и приведение к нормальному бою, говоря по-простому – пристрелка. Использовали мы так называемые «пристрелочные» мишени. Сам процесс «пристрелки» описывать не буду, так как у нас имеются гораздо более крупные знатоки и они напишут свои комментарии.

Второй этап – обучение меткости стрельбы.

Обучаемые вели огонь одиночными выстрелами по мишени с кругами, установленной на дальности 100 метров, на количество очков. Офицеры и наиболее меткие разведчики совершенствовали свои навыки, стреляя по банкам из-под Си Си. Банки выставлялись на краю обрыва либо на различных подставках на земле. Стрельба выполнялась без ограничений по времени и расходу боеприпасов.

Третий этап – выполнение упражнений стрельб.

Мы самостоятельно разработали целую группу упражнений, различающихся мишенной обстановкой. Эти упражнения обучали стрельбе в зеленке при внезапном нападении противника и ведении огневого боя. Цели имитировали противника, ведущего огонь с земли, из-за дувалов или из окна дома.

В афганской зеленке
В афганской зеленке

Большинство мишеней было уменьшенных размеров. Выставленные на удалении 100 метров они наблюдались, как расположенные на бОльших дальностях. На стенке обрыва на различной высоте устанавливались (крепились колышками) реальные оконные рамы с головными мишенями.

Исходное положение стреляющего – движение вдоль огневого рубежа, имитирующее движение в зеленке. Магазин пристегнут, патрон в патроннике, автомат либо на предохранителе, либо на автоматическом огне. В идеале стреляющий не должен был смотреть в сторону мишенной обстановки, хотя конечно же косил глазом. Поэтому мишенная обстановка постоянно менялась. Сам огневой рубеж был примерно 10 метров длиной и особенно долго ходить стреляющий не мог.

Руководитель занятия давал короткую очередь в воздух. Стреляющий должен был за 2-4 секунды укрыться за местными предметами (имелись на огневом рубеже) и дать очередь в сторону мишеней. Практически бойцы приучились просто сразу падать и перекатом уходить в укрытие.

Невыполнение этого элемента влекло неуд. Реально разведчик, попавший в засаду в зеленке и не занявший укрытия, становился 300-м или 200-м. Важен был первый момент боя. Нужно было плотным огнем заставить духов прекратить огонь, укрыться и этим дать возможность остальным бойцам занять укрытие. Поэтому на отработку этого элемента уделялось много внимания. Когда разведчики научились не просто занимать укрытие, но и попадать первой очередью в какую-либо наиболее крупную мишень, типа ростовой или поясной реального размера, мы перешли к выполнению упражнения в комплексе. Сначала первый элемент – занятие укрытия и поражение противника, все максимум за 4 секунды. Превышение времени или непоражение ни одной цели влекли автоматически неуд. В случае успешного выполнения первого элемента стреляющий продолжал стрельбу по остальным мишеням уже одиночными выстрелами в течение 20 - 40 секунд. При этом он мог менять позицию. Общий расход боеприпасов – 30 патронов. Оценки варьировались в зависимости от условий конкретного упражнения. Насчет условий. Ничто не мешало полету нашей фантазии, какие только причудливые упражнения мы не придумывали.

Помню, ротный пришел с совещания. Довольный, смеется. Говорит, комбат (Борис Тукенович Керимбаев, «Кара-майор») похвалил, увидел, как наша рота по его выражению «ковбойские приемы» отрабатывает.

В феврале 1984 года наш отряд перебросили в Газни и нас сделали «охотниками за караванами». Теперь нашими целями стали колонны автомобилей и караваны вьючных животных. Огонь по ним мы могли вести как из засады, так и с борта вертолета. Это потребовало внести коррективы в систему огневой подготовки нашего подразделения. Об этом в следующей статье: "Афганская школа. Враг хитер и коварен! Огонь!"

Статьи серии:

1 статья. Афганская школа. Одним патроном, лежа, заряжай

3 статья. Афганская школа. Враг хитер и коварен! Огонь!

Если есть дополнения по теме у других Шурави, буду рад их услышать и дополнить статью.

Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.

Если статья вам понравилась, то:

1. Поставьте лайк.

2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.

Для этого надо нажать на значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте в самом конце статьи (внизу справа).

Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.

Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».

Все сведения из личного боевого опыта автора. Все фотографии взяты из открытых источников.