Мой отец служил в ГДР – три года срочной. После остался ещё на три года вольнонаёмным рабочим. Определили его в котельную части теплотехником. Первый год работал один. Потом, когда стал в хороших отношениях с командиром части, начальником штаба и другими офицерами должностями пониже, выпросил себе в подчинение нескольких солдат. Но это будет потом, а пока он один вот уже полгода заведует котельной.
Напротив котельной через плац располагалась столовая. С наступлением зимних холодов повадились на наряде по столовой старослужащие солдаты отправлять «зелёных» в котельную за паром. Дадут старый бак с крышкой и выпроваживают за дверь: «Беги в котельную, принеси пар, чтобы картошка / крупа быстрее сварилась». Прибежит новобранец в котельную, теплотехник откроет вентиль, напустит пару в бак и солдат торопится обратно в столовую. Естественно, пока бежит через плац, пар улетучивается и по сути возвращается уже с пустым баком. За что и получал нагоняй от «дедов» за невыполненный приказ.
Так продолжалось в течение всего времени как начался отопительный сезон. Теплотехник уныло смотрел на очередного ходока, заполнял ему бак горячим паром и провожал грустным взглядом. Но однажды всё изменилось с точностью до наоборот!
Как обычно в котельную пришёл солдат с уже знакомым баком в руках. Смущённо поздоровался:
– Здрасьте.
Теплотехник поправил:
– В армии принято говорить «Здравия желаю».
Солдат виновато повторил:
– Здравия желаю.
Указывая взглядом на бак, теплотехник поинтересовался:
– За паром пришёл?
Новобранец машинально ответил:
– Да, – но тут же исправился. – Так точно.
И что-то в этом парне заставило теплотехника посмотреть на ситуацию совсем иначе. У него будто бы в сознании включился какой-то важный тумблер, который до этого времени был выключен. Теплотехник спросил:
– Ты в школе учился?
Солдат удивился вопросу и с изумлённой интонацией ответил:
– Конечно, – и тут-же добавил. – Так точно.
Теплотехник жестом руки дал понять, что солдат может говорить «гражданским» языком. Снова вопрос:
– А учился-то как?
– Хорошо учился. Четвёрки, пятёрки.
– Поди 10 классов закончил?
– Так точно, – чуть смутившись, солдат уточнил. – Да, десять.
Теплотехник улыбнулся:
– Физику изучал?
Солдат уверенно ответил:
– Да, изучал.
Теплотехник не унимался:
– И, наверно, знаешь что такое пар?
Солдат эмоционально подтвердил:
– Конечно, знаю!
И тут теплотехник сделал серьёзное лицо и холодным голосом задал каверзный вопрос:
– Если знаешь, что такое пар, зачем пришёл?
Опустив взгляд, солдат тихо произнёс:
– Пока я хожу, за меня наряд часть картошки почистит.
Наступила пауза. Теплотехник соображал как действовать дальше – перед ним стоял парень явно не промах и надо бы проучить тех, кто послал его за пресловутым паром. Солдат ждал. Наконец вольнонаёмник озвучил своё решение:
– А почему только часть картошки? Пусть чистят всю! А мы вот что сделаем. Поставь бак, – и указал солдату на лавку, – сам проходи и садись за стол. Наливай себе чай, бери сахар, печенье. Жди. Придут за тобой, скажи, что с котлом неполадки, теплотехник исправляет. Как сделает, так сразу же даст пар. Всё понял? – солдат кивнул. – Ну вот и хорошо. Располагайся. А я пойду займусь делами.
Солдат поставил бак на лавку, прошёл к столу, налил чай в стакан, бросил кусочки рафинада. Теплотехник ушёл в другое помещение.
Прошло не менее получаса. Дверь внезапно распахнулась и в котельную вбежал запыхавшийся «дед» с сержантскими погонами. Увидев рядового за столом, накинулся на него с громкой руганью:
– Ты чего здесь сидишь? Сачкуешь? Наряд за тебя уже всю картошку почистил!
Заслышав шум, вышел теплотехник, ветошью вытирает руки. Спрашивает сержанта:
– Это тебе пар понадобился? Подожди минут десять, сейчас доделаю и открою вентиль, наберёшь себе пару сколько тебе надо.
Сержант зло сверкнул глазами:
– Не надо уже.
Теплотехник съязвил:
– Без пара управился? Молодец! Тогда марш в столовую! И бак не забудь, мне он тут не нужен.
Сержант скомандовал рядовому:
– Хватай бак и за мной.
Теплотехник возразил:
– Э, нет! Пар тебе нужен был, ты и бери бак. А не возьмёшь, сейчас рапорт напишу дежурному по части и загремишь на гауптвахту.
Перспектива нарисовалась не весёлая, сержанту волей-неволей пришлось подчиниться приказу вольнонаёмного. Взял он злосчастный бак и через весь плац лично понёс его в столовую. С тех пор за паром в котельную больше никто не приходил.