Найти тему
Записки репетитора

О школе из первых уст: три мифа о репетиторстве

И с вами снова моя дочь – эту статью написала она.

Перед вами записки начинающего, но уже злобного репетитора. В теории репетиторство звучит просто: посидел с учеником, объяснил ему что-то, он это записал и, возможно, даже понял. Но, начав заниматься этим сама, я поняла, что все не так просто. Так что вот список основных заблуждений начинающих репетиторов:

1. Я найду подход к ученику, я его пойму, он этим проникнется и будет всё делать, ведь я не такой, как другие репетиторы.

Я думала, что с учеником мы сможем найти более-менее общий язык, т.к. оба все ещё учимся в школе, поэтому основные темы вроде несправедливых учителей и развлекающихся одноклассников знакомы обоим. Но я практически сразу поняла, что так не получится. Для ученика ты должен быть учителем и никем другим, иначе все перерастает в разговоры, а также:

- Нет, я это делать не буду

- А можно мы не весь алфавит повторим, а 5 букв?

- А я так эту букву буду писать, я так привык.

И тому подобное. Может, с опытом работы и получается выработать какую-то стратегию, чтобы успевать и обсудить что-то, и позаниматься, как, например, делала наша математичка, но в начале это вряд ли получится.

2. Мы почти не будем делать ничего письменно, дети писать не любят, лучше устно.

Да, писать многие не любят. На уроках (школьных) слова учителя: "Открываем тетради и пишем под диктовку", - всегда вызывали возражения на тему: "А, может, не надо? " Я не против писать в тетради весь урок (все лучше, чем если тебя спросят, а ты не знаешь ответа, или вызовут что-то на доске делать), но смысла в этом не видела. А теперь поняла, для чего это делается. Во-первых, стоит начать объяснять что-то устно, и ученик смотрит куда угодно, но только не на тебя, и прислушивается к тиканью часов вместо твоей пламенной речи. Так что все - строго в тетрадь и под диктовку. У этого, кстати, есть много плюсов:

- если особо наглый ученик начинает с тобой спорить, просто отправляешь его к записям в тетради, где все написано его же рукой;

- родители видят, что вы на уроке что-то делали, а не балду пинали;

- записи можно просмотреть дома, устную речь - нет.

Также очень полезно при изучении алфавита заставлять прописывать строчку одной буквы. Сначала я старалась этого не делать, придумывать более интересные способы запоминания, но этот оказался самым эффективным. К тому же один мой ученик любит отвечать абсолютно случайной буквой, зная, что ему за это ничего не будет. Теперь же у меня ответ один:

- Не знаешь, так напиши строчку этой буквы, чтобы лучше запомнить.

Бессмысленное угадывание тут же прекратилось.

Кстати, по поводу написания. Мне пришлось ввести такой загадочный методический термин, как «главная строка». То есть это строчка, на которой пишется основная часть буквы. Получается, что буква либо вписывается в нее целиком, либо какие-то ее части находятся выше/ниже этой строчки. Потому что мой ученик никаких строчек вообще не принимает во внимание. То есть он пишет примерно так.

А здесь он решил «вытянуть» вверх букву T, потому что там уже есть черточка сверху и ему не придется ее писать.

Но я успела его вовремя перехватить. Потому что приходится прямо следить за написанием каждой буквы, иначе он все напишет неправильно.
Но я успела его вовремя перехватить. Потому что приходится прямо следить за написанием каждой буквы, иначе он все напишет неправильно.

3. Любого ученика можно заинтересовать.

Здесь просто приведу пример.

Мой ученик постоянно рассказывает, как они на уроках "бесили училку". Причем совершенно не понимает, что он делает плохого:

- Ну, подумаешь, она моего друга попросила написать на доске букву V, он нарисовал крокозябру, а она почему-то разоралась на нас и двоек наставила.

Его друзья - вообще отдельная тема. Мне заранее жалко их репетиторов (если они вообще будут). У них принято считать, что "чем неправильней - тем круче". Они соревнуются, кто непонятнее напишет букву, кто хуже ответит, кто быстрее выведет из себя учительницу. О том, что школьные предметы им пригодятся как минимум на экзаменах, они даже и не думают. К тому же, они не связывают свои действия с их последствиями. Например, однажды к ним привели завуча, и они даже не поняли, что это из-за того, что они орали. Они даже не поняли, кто такой завуч. Мой ученик только сказал:

- А нам потом привели какого-то завуча, только мы не поняли зачем. Поэтому все равно орали.

Они живут здесь и сейчас с одной лишь целью: развлечься и показать, кто из них тупее. Ну и как таких заинтересовывать? Ведь если вдруг один из них придет в школу со словами: «Я решил учить английский», - его не поймут и посчитают странным.

Все истории, написанные Бездной Романовной (О школе из первых уст), читайте в рубрикаторе - «Записки репетитора» - все по полочкам, все по рубрикам

От Апокалипсии Армагеддоновны: да, там все примерно так и происходит. Видела я этого мальчика, он еще и спорить периодически с дочерью пытается:

- Нет, это такая буква.

На что она ему сурово отвечает:

- А давай посмотрим твои прошлые записи. Какая там буква написана? Вот именно. Ты же сам писал.

А у вас есть подобные ученики?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 5 декабря в прошлом году:

Ребенок какой-то не такой – кто виноват

В 2018 году:

Неумение пересказывать и как с ним бороться

Почему люди предпочитают платные услуги бесплатным?