Лирическое и крайне субъективное вступление
Павла Крисевича я видела в университете еще осенью - пару раз в коворкинге и в столовой. Он запомнился мне тем, что носил берет с пером. Подумала, что хочу такой же, и продолжила заниматься своими делами. Ничего примечательного.
А потом я узнала, что Павел провел акцию в поддержку политзаключенных недалеко от здания ФСБ. В образе он Иисуса он стоял, привязанный к деревянному кресту, у подножья которого горели папки с делами. Узнала, что по решению дисциплинарной комиссии и студсовета его хотят исключить. Узнала, что в итоге на днях его действительно исключили.
Армия Павлу не страшна - он уже отслужил отслужил. Так что исключение для него не приговор, тем более РУДН - не первый вуз, где он учился. До этого акционист был студентом МГИМО (откуда ушел по собственному желанию). Дорогу к столь престижным заведениям ему открыла победа в "Умниках и умницах" - результаты сей чудесной игры, как и пресловутый всерос, позволяют без экзаменов поступать на определенный направления по всей России без вступительных испытаний.
5 ноября
Данные о том, сколько людей участвовали в перформансе и как происходил процесс подготовки к нему Павел разглашать не стал, ссылаясь на консперацию. Зато рассказал, какие дела, кроме показанных в видео, были у подножья креста: "Ой, там было 100 папок с делами, и на каждом свое собственное наименнование. Была и сеть, и новое величие, и Жлобицкий, и Юля Цветкова, и еще много много других".
Что примечательно, прецедент с Юлей цветковой Павел освещал еще в одной из своих первых акций: "Я считаю что то что государство пытается ей вменить это абсурд, и человека за рисунки женский тел нельзя подвергать таким государственным репрессиям"
Этот плакат провисел на решетке Аничкова моста три часа, затем его стали замечать и фотографировать люди, а правоохранительные органы, по словам Павла, пытались закрыть рисунок и снять отпечатки. Ночь после произошедшего акционист провел в полиции: "...меня из дома в час ночи опера вытащили и ночевать в отдел увезли".
В целом у Крисевича было шесть акций, 5 раз после них он "оказывался в ментовке". До последнего перформанса ему удавалось избегать административных арестов. Пятнадцать суток в социальной изоляции, которые он получил за акцию в начале ноября, Павел описывает кратко и всеобъемлюще: "Как будто в санаторий без интернета съездил". Бывший студент похвалил соседей и еду, рассказал, что в время ареста можно спокойно читать, играть в шахматы, слушать радио. В общем, не все так плохо, если не считать последствий в виде исключения из университета.
Акционизм
Вообще для Руси-матушки акционизм чем-то новым не является. Все мы периодически слышим о выходках Pussy riot (из недавнего - акция "Осторожно, хрупкое" около Кремля), да и "Х*й в плену у ФСБ" в исполнении арт группы Война из памяти не стереть. Различные пикеты, одиночные и не очень, в городах-милионниках явление нередкое.
Акция 5 ноября людям верующим может показаться оскорбительной, хотя сам Крисевич является лютеранином, и не сказать, что символы веры в различных ветвях христианства настолько отличаются, чтобы позволить себе намеренно осквернить образ Христа. Однако "православных джахадистов",обливших Павла зеленкой, пока он стоял на железнодорожном вокзале в Твери, это не остановило.
Крисевич говорит об акционизме как о "театре политического момента, перенесенном на улицы, на площади и на прочие возможные сцены". К любимым перформансам относит превращение Олега Кулика в собаку, зашитый рот у Мавроматти и "захват" Белого дома арт группой Война.
Лирическое и крайне субъективное заключение
Павер Крисевич - явно не первый студент, отчисленный по политическим причинам, и явно не последний. При этом мне сложно сказать, что произошедшее целиком и полостью на совести великого и ужасного вуза. Нет, не потому что я, как и Павел до недавнего времени, являюсь студенткой РУДНа. Скорее потому, что сами учебные заведения просто не хотят наживать себе проблем, да и административный арест вполне себе причина для дисциплинарной комиссии заинтересоваться студентом. Вспомним ту же историю с Егором Жуковым и Высшей Школой Экономики, не важно, куда конкретно ты поступишь - тебя всегда могут "прогнать со двора".
За помощь в подготовке заметки выражаю благодарность Даниле Барскому