4 декабря на дальневосточной судоверфи "Звезда" состоялась закладка арктического танкера-челнока ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн. Танкер получил официальное наименование "Валентин Пикуль" в честь знаменитого писателя.
Как отмечается в официальном сообщении, судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приёма нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала.
Длина танкера "Валентин Пикуль" составит 257 м, ширина – 34 м, осадка – 14 м, скорость – 15,5 узлов, грузовместимость – 86 тыс. куб. м, пропульсивная мощность – 2х10 МВт.
Хотя данный #танкер относится к "ветеранам" портфеля заказов "Звезды" (судно входит в продуктовую линейку первой очереди), его строительство идёт не самыми быстрыми темпами.
Контракт на строительство судна (плюс ещё один танкер в опционе) между ССК "Звезда" и АО "Роснефтефлот" был заключен в мае 2018 года. Судно предназначалось для обслуживания месторождений им. Требса и Титова в Ненецком автономном округе, вывоз нефти с которых осуществляется через Варандейский терминал.
Специально для обслуживания терминала по заказу "Совкомфлота" в Южной Корее на #верфи Samsung Heavy Industries (SHI) были построены три арктических танкера-челнока ледового класса Arc6 типоразмера "Панамакс" – "Василий Динков", "Тимофей Гуженко" и "Капитан Готский". По основным характеристикам "Валентин Пикуль" является их точной копией.
В создании нового танкера-челнока в Большом Камне компания SHI так же участвует. В качестве технологического партнёра и разработчика проекта. Согласно информации на закладной доске, #судно строится по проекту AST69K разработки SHI. Стоит отметить, что с 2019 года действует совместное предприятие "Звезды" и SHI, которое занимается управлением проектами строительства челночных танкеров.
Тем не менее, несмотря на поддержку со стороны SHI, постройка арктического челнока уже несколько отстаёт от первоначального графика. На момент заключения контракта ввод судна в эксплуатацию был запланирован на 2021 год. Теперь окончание строительства "Валентина Пикуля" ожидается в 2022 году.
В пока непродолжительной истории строительства арктического челнока есть ещё ряд интересных моментов. Так, между началом резки стали (24 декабря 2019 года) и официальной закладкой (4 декабря 2020 года) прошёл почти год. Конечно, на выпуск и согласование документации и формирование закладной секции весом более 100 тонн требуется время, но обычно это происходит быстрее.
К тому же, у судна "Валентин Пикуль" не совсем обычная закладная доска. Отсутствуют дата закладки и заводской строительный номер.
Ещё интересно, что пока в портфеле заказов "Звезды" так и остался только один твёрдый контракт на такой танкер.
Всё это может говорить об отсутствии острой потребности в подобных судах в настоящее время. Хотя, вполне возможно, что к завершению строительства "Валентина Пикуля" ситуация изменится, и серия будет продолжена.