Я по жизни человек заводной. Мне мало жить спокойной, медленно текущей жизнью.
Приехали в Италию в 2004 году. Обжились, осмотрелись, познакомились с нашими людьми. Из России и Украины. Как-то не получилось общения с румынами и болгарами. Языковый барьер преодолеть не смогли. Дочки мои молодые девчонки. Им тогда было чуть больше 25 лет. Хочется общения с одногодками, хочется музыки и дискотек. А где их взять? Подумали и решили, если гора не идет...дальше сами знаете. В соседнем ресторане, где раньше мы с Анной работали, договорились с хозяином о наших, русско-украинских вечерах. В субботу и в воскресенье на летней площадке устраивать наши дискотеки.
Подобрали нашу музыку, установили караоке.
Моя подруга Люба, которая работала всю неделю в семье с бабушкой с удовольствием взяла на себя роль шеф-повара по нашим блюдам-шашлычок, оливье, фаршированный перчик, зразы, котлеты и т.д. Наша родная еда. Первый раз мы разослали предложения всем друзьям и знакомым. Пришли 6 человек. Стоят в стороне, смотрят, не заходят. Врубили музыку нашу. О, это другое дело! Родиной повеяло. Зашли, присели.Взяли по бутылке пива и смотрят-что же дальше-то? Тогда я заказываю шашлык, принесли нам с дочками дымящееся блюдо, наши ребята оживись. Не ожидали, что можно заказывать хоть киевскую котлету.
Дальше-больше.
Весть о наших вечерах мгновенно разлетелась по ближайшим городкам. С каждым новым выходным людей становилось все больше. Но никто не верил, что зарплату за эти вечера получала лишь Люба. Она конкретно работала. Готовила, не отдыхая. Но это была ее стихия. Она обожала готовить. Говорила мне список продуктов, я покупала, она приходила и готовила у меня дома тоже.
Вечера были веселыми, шумными и один раз не обошлось без конфликта. Парни подпили и поругались. Хозяин ресторана испугался. Вдруг поступит жалоба от соседей, приедут карабинеры и его оштрафуют. Стал говорить о том, что надо закрываться. Тем более, что похолодало и летняя площадка уже не подходила для дискотеки. Многие возмутились. Не захотели заходить во внутренний зал, там только за сам столик надо платить.Это, как в любой пиццерии. На вынос-одна цена, в зале-другая. то может отказаться?
Спросили людей-переходим в зал или нет. Все как-то вяло отреагировали-не хотели менять место. В тот вечер Люба сказала:"Да и бог с ними! На следующую субботу приду к тебе и буду готовить у тебя. Купи все на борщ и на котлеты. Можешь и на плов все приготовить" Неделя пролетела незаметно. Я все купила. Прождала в субботу-не пришла. Я не лезу, не звоню. Работа в семье не предсказуема. Могли и не дать выходного. Освободится-позвонит. Прошло воскресенье. В понедельник я собралась ехать в Неаполь насчет документов. Иду по улице и вижу через дорогу висят манифесты. Подумала, на обратном пути подойду, посмотрю. Есть у меня такая дурацкая привычка-читать эти манифесты, прямо магнитом к ним тянет.
Подхожу на обратном пути, смотрит на меня с фотографии Люба!
Я смотрю и не могу соединить воедино информацию. Причем тут она, это место для манифестов, рекламу что ли сюда всунули зачем-то. Да и какая может быть реклама с Любой? Читаю манифест. Поминальная служба пройдет ....прошла уже в прошлую среду!!! Ноги подкосились, не могу поверить. В воскресенье мы разговаривали. Как оказалось, в понедельник сердечный приступ. Умерла. Во вторник-кремация, в среду-панихида. А я ни сном, ни духом. Жду ее в субботу, как обычно.
Что меня поразило.
Не сама смерть подруги. Это может случиться с каждым из нас в любую минуту. Поразило то, что никто не сообщил. Ни ее мужчина, ни проживающие рядом наши женщины. Никто! Хотя знали, что мы дружили очень и были, как сестры. Почему-то жизнь в чужой стране меняет людей. Все плохие качества вылазят наружу, хорошие-прячутся куда-то глубоко во внутрь. Иногда они прорываются, и тогда человек помогает новеньким найти работу или жилье. Все реже это можно встретить. А жаль... Больше я и слышать не хотела об этих вечерах, хотя многие спрашивали, когда начнем. Даже хозяин ресторана интересовался. Не смогла. Без Любы... Просто не смогла. Не могла представить на ее месте другую женщину.