«Иногда совершенно не понимаешь, что творится с людьми. Если почитать психологию сразу станет понятно, что мир не только белый, и не только черный», - с этими мыслями я возвращалась с занятий одним сентябрьским вечером. Такие мысль посещают меня обычно когда кто-то не оправдывает моих надежд.
Я так увлеклась рассуждениями, что не заметила, как забрела в аллею. И сразу отметила, что всё кругом выглядит как-то странно, я никогда раньше не замечала это место. Но, объяснив это своей обычной невнимательности, я продолжила путь.
Мой взгляд привлекло смутное движение между деревьями, там как будто кто-то шел и время от времени останавливался. Я девушка не из пугливых и решила рассмотреть, что там за странности. Впереди меня двигалась тень - и как будто не видела и не замечала меня, либо делала вид, что не обращает внимание на преследование.
И тут вдруг появилась дверь.
Дверь в аллее! Это невозможно.
Ладно, пора почувствовать себя Алисой. Ну а что, смелая семилетняя девочка не раздумывает и прыгает за мартовским зайцем в нору, а потом, приговаривая «все страньше и страньше», проходит испытания и с легкостью может перепрыгнуть через «бездну».
А чем я хуже? Если что, могу и в замочную скважину попробовать протиснуться.
Но таких подвигов от меня не потребовалось, поскольку дверь легко открылась.
Опять та де самая аллея, но теперь она залита июльским солнцем, и вокруг гуляют пары.
Что-то тут нечисто.
Я Обернулась, но дверь не увидела.
Как выбираться, решу потом, а пока надо понять, где я оказалась. Паниковать не буду.
Мое внимание привлек пожилой мужчина. Он неспешно прогуливался по явно знакомым ему местам и явно был погружён в воспоминания.
Вдруг он тяжело вздохнул и останавился. Почему-то мне захотелось подойти к нему.
- Здравствуйте, я вам не помешаю? Вам помочь?
- Что вы, юная леди, вы просто мне очень напомнили ее.
- Кого? Расскажите, и вам станет легче.
- Легче мне уже не станет, я пришел сюда вспомнить свою любовь. Я же живу в Париже, приезжать обратно очень сложно. Ведь я до сих пор живу любовью к ней. Мы познакомились с ней, когда я учился в гимназии. Вон там был шумный базар, вот там - Монастырская улица, мост через речку, незнакомец показывал рукой в разные стороны. - Она сделала меня счастливейшим человеком на свете. Я даже готов в будущей жизни встать на колени и целовать ее ноги, если мы с ней сможем встретиться. У нее были тёмные волосы, стройный стан. Я и сейчас вижу ее белое струящееся платье. А какие у нее были глаза! От ее взгляд мир вокруг становился лучше и счастливее. Пожатием руки и легкими объятьями дала она мне надежду на счастье. Но потом пришло большое горе – она умерла. Но любрвь продолжает жить в сердце и теперь, как вы видите, я уже старый человек, переживший уход почти всех своих близких и многих друзей. Нет ничего более ценного этой любви в моей жизни.
Незнакомец помолчал с минуту, будто вспоминая прикосновения, цвета и запахи тех дней.
Тут ко мне пришло видение – старое кладбище и этот пожилой мужчина. Понятно, что здесь давным-давно была похоронена его возлюбленная.
Тут я поняла, что я где-то уже читала эту историю, ну конечно, «Поздняя ночь»! В нем кладбище – многозначный символ. Оно указывает и на скорый конец жизни героя, и на его внутреннюю смерть, которая случилась с гибелью его возлюбленной, с отъездом из России.
Иван Алексеевич Бунин сам печально размышляет о скоротечности человеческой жизни. И у очень многих людей в жизни происходит «поздний час», описанный в рассказе, когда ты осознаешь, что самое главное в жизни – любовь.
Как только я поняла, что происходит, джентельмен исчез, зато опять появилась дверь.
О нет… почему я оказалась в школе, точнее в гимназии? Туда-сюда снуют ученики и преподаватели.
- О, милочка, ты наконец-то объявилась. Пойдемте, нас предупредили о вашем приходе, - передо мной появилась явно начальница гимназии.
Кто их предупредил я решила не спрашивать. Но если я поняла "концепцию" этих дверей, я сейчас явно в каком-то из рассказов И.А.Бунина, осталось понять - в каком.
Мы бодрым шагом прошли к кабинету начальницы.
- Когда я узнала, что случилось с Олей, я особо не удивилась, она всегда была взбалмошной девочкой, которая «совсем сошла с ума от веселья», - начала директриса.
Так, Оля, Оля, из какого же ты рассказа и что с тобой случилось… А директриса продолжала: - Признание Мещерской, конечно, меня удивило. Но чтоб он стрелял в нее, к этому я не была готова!
Ага, теперь понятно, «Легкое дыхание», а я, видимо, тут местный Порфирий Петрович, то есть следователь.
- Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в то же время очень жестоко с ними обращалась. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, часто бывала на балах и каждый вечер ходила на каток. Она стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Мне пришлось сделать замечание ей, на что она мне нагрубила, что может одеваться, как настоящая женщина, ведь именно ею она и является, и виноват в этом никто иной, как мой брат Алексей Малютин! - Директрисса помолчала и продолжила: - А вообще она сама была виновата в том, что он ее застрелил там на вокзале, - голос начальницы стал менятся.
Ну да, общество всегда поверит больше офицеру, чем пятнадцатилетней девчонке, которая к тому же была еще и известной сердцеедкой. Вот и та самая несправедливость.
Поняв, что не вынесу больше эту женщину, я поблагодарила ее и откланялась.
В дверях я столкнулась с классной дамой. Она прошептала, что Оля была для нее идеалом женственности и красоты.
Вот и противопоставления Бунина во плоти. Одна – начальница, олицетворяет правила и социальные нормы общества, вторая – классная дама, которая полна мечтаний и веры в идеалы, которые заменили ей реальность.
Оля Мещерская - совершенно иной женский образ – девочки, примерившей на себя роль взрослой дамы, соблазнительницы, которой не присущи ни страх перед правилами, ни чрезмерная мечтательность.
Опять дверь. Да вы издеваетесь!!! Я уже пожалела, что вошла сюда. Теперь я в деревне! Что я здесь забыла?
Хотя вот почтовая станция, и тут я сразу скажу, где я – «Темные аллеи». Значит где-то здесь будет Надежда и Николай Алексеевич, но что-то свет не горит в доме. Я села у крыльца и решила, что надо как-то отсюда выбираться, ведь очередная дверь мне не поддалась.
Итак, бывшая возлюбленная Надежда была крепостной, потом стала хозяйкой постоялого двора, где когда-то они с Николаем первый раз встретились. Надежда всю жизнь любила его, и генерал при встрече начинает оправдываться перед ней. Однако после неуклюжих объяснений Надежда высказывает мудрую мысль о том, что все были молодыми, и молодость уходит в прошлое, а любовь остается.
Но стоит отметить, что чувствам Николая Алексеевича и Надежды удалось сохраниться - они до сих пор любят друг друга. Когда главный герой уезжает, он понимает, что именно благодаря этой женщине ощутил глубину любви и увидел все краски чувств. Вот его расплата: он бросил первую любовь, и теперь пожинает горькие плоды этого решения – жена изменила, а сын - наглец.
Они расстались, хоть и любили. И оба оказались несчастливыми. Но они испытали истинную любовь, и это чувство и переживания остались в памяти на всю жизнь.
Теперь можно попробовать еще раз открыть дверь.
Оооо, открылась.
Похоже на квест - я вспоминаю рассказы - и перехожу на следующий "уровень".
Солнечный свет, и что - опять аллея? Только не повтор!
В лицо мне буквально ударил прохладный ветер, хотя солнце было почти в зените. Осталось получить солнечный удар, и все, конец увлекательному приключению через двери, как у Нила Геймана в «Никогде». Таааак - вот палуба, а вон и поручик. Значит я права, это рассказ «Солнечный удар».
- Как поживаете, поручик?
- Если вы мое видение, так еще и насмехаетесь надо мной, прошу меня покинуть, - ослабшим голосом отвечал он.
- Пусть будет видение, - ухмыльнулась я, - я - та, кто знает, что с вами случилось. Вы влюбились в молодую девушку, с которой познакомились вчера на другом пароходе, а потом вы провели вместе ночь. А она взяла и уехала, назвав все «солнечным ударом». А вы понимаете, что эта внезапная любовь действительно поразила вас как солнечный удар. И сейчас, сидя на палубе, тоскуете, чувствуя себя постаревшим на 10 лет.
- Откуда вам все это известно? Вы следили за нами? Что вам надо? - теперь его голос подрагивал.
- Ничего мне от вас не надо, это вам надо что-то от меня. Наверное, чтобы я облегчила вашу боль, - сказала я и продолжила рассуждение: - Чувствуя себя в плену любви, мы не думаем о неизбежной минуте расставания. Чем сильнее мы любим, тем тягостнее бывают наши страдания. Вы же испытываете это чувство к незнакомке, и из-за мимолётного увлечения стареете на десять лет? Человеческая жизнь, словно зебра: белая полоса радости и счастья неминуемо сменится чёрной. Но успех одного человека вовсе не означает неудачу другого. Нужно жить с открытой душой, даря радость людям, и тогда в нашу жизнь будет возвращаться радость, тогда мы чаще будем терять голову от счастья, нежели томиться в ожидании нового солнечного удара. Ведь ничего нет невыносимее ожидания.
После своей речи я замолчала и встала, думая, что, кроме этого, Бунин в рассказе показывает проблему выбора, который влечет за собой последствия. Герои делают свой выбор, и оказываются вдалеке друг от друга, без надежды на воссоединение.
Я еще раз бросила взгляд на задумавшегося поручика и вышла из каюты.
Вот это да!
Никогда бы не поверила, что выходя в коридор теплохода, можно оказаться в Париже, а особенно трогательно, что я в шкафу и не могу никуда из него выйти. Такое чувство, что либо я сошла с ума, либо сейчас передо мной предстанет говорящий бобр из «Хроник Нарний».
Но нет, я всего лишь в рассказе Бунина «В Париже». Главные герои рассказа - Николай Платоныч и Ольга Александровна. Их судьбы - отражение жизней многих людей, таких же эмигрантов, которые лишились всего.
Я явно нахожусь у них в дома, порадуюсь, что им пока ничего не надо в шкафу. Я не слышу, о чем они говорят, но зато я прекрасно помню сюжет рассказа.
Главная героиня помогает герою вернуть желание жить и любить. Она олицетворение того, что так мило Николаю, – нежная и любящая девушка.
Вся же обстановка, которая окружает героев, передает горечь и тоску. Я себя чувствую в черно-белом кино.
Но именно так автор пытается донести до нас всю тяжесть их жизни. Он изображает окружающих, как страшных людей, которые только и делают, что раздражают. И только два героя «цветные». Они, как два маленьких огонька, которые пытаются скрыться от ветров, чтобы не потухнуть окончательно. И я уже знаю, что ждет Николая и Ольгу. Их история скоро закончится.
Но все равно Бунин показывает нам, что любовь, какой бы мимолетной она ни была, помогает нам даже тогда, когда неоткуда ждать помощи и поддержки.
Я уже начинаю засыпать, пора б и в Москву, и тут дверь шкафа распахивается. Я, как и предполагала, падаю вниз.
Музыка… капустник… «Шамаханская царица»… Бунин… «Чистый понедельник»… Хватит с меня.
Надо срочно найти выход. Да вот же дверь! Пока я иду к ней, надо срочно вспомнить, в чем тут дело, чтобы меня вернули в мою привычную жизнь.
Для Бунина чувство любви всегда тайное, великое, непознаваемое и не подвластное разуму человека чудо. В его рассказах, какая бы любовь ни была: сильная, настоящая, взаимная – она никогда не доходит до супружества.
В рассказе «Чистый понедельник» главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце.
В этот момент я сталкиваюсь с самим главным героем. Ах, если бы я могла изменить сюжет. Извинившись, я бегу к двери, чтобы удрать с «капустника». Мне, правда, в какой-то степени жалко героя, ведь он любит и будет страдать из-за ухода любимой, ходить по кабакам и запивать свою тоску.
Момент настал, мне пора вырваться из этой бунинской вселенной.
Усилие воли - и да, я вернулась.
О нет, я опять у здания, откуда начинался мой путь домой.
Ну уж нет - теперь я пойду, пожалуй, другим путем.
(С) Ангелина Бржевская