Так получилось, что к сегодняшнему дню я прошел уже несколько кризисов. Причем не как сторонний наблюдатель, а как активный участник. У меня была возможность сделать несколько важных выводов, некоторыми из которых хочу поделиться.
Начну с того, что в декабре 2007-го года моя группа компаний Eventail, которая существует с 1999-го года и занимается, в первую очередь, ивентами, получила очень неплохую прибыль. Я был доволен и понимал, что только на заработанных деньгах можно проехать еще несколько месяцев, например, до летнего сезона. Это даже если вообще ничего не делать. Исходя из прекрасных результатов, я сделал вывод, что декабрь 2008-го года будет таким же удачным.
И вот наступил октябрь 2008-го года. Мы подготовили новые предложения, программы, настроили под запуск рекламу. И ее запустили. Только именно в этот момент в Америке грянул кризис. И так грянул, что всех обрызгало. В результате к 1 января 2009-го года мы вышли с абсолютным нулем прибыли. Еле-еле смогли окупить затраты на рекламу. Мы были просто в шоке. И тогда же поняли, что последствия этого кризиса быстро не рассосутся. Мы осознали, что корпоративы умерли на ближайшие 2 года. От слова «совсем».
Что в той ситуации начали делать наши коллеги: ивент-агенства, частные организаторы мероприятий и ведущие? Они начали массово опускать цены. Через какое-то время большая часть из них готова была работать даже не за деньги, а лишь за их запах.
Что сделали мы? Мне пришлось серьезно подумать. Я понял, что заказов ни в январе, ни в феврале, ни в марте не будет. А, возможно, и в апреле, и в мае. И тогда я предложил… поднять цены на наши услуги. Это было дерзко и безрассудно. По крайней мере, так смотрелось со стороны. Однако я рассуждал так: раз у нас не покупают по нашим обычным цена, пусть не покупают по высоким. В начале 2009-го года организацию мероприятий не заказывали практически совсем. Ни у нас, ни у кого-то другого. Только наши коллеги и конкуренты почти поголовно опустили цены, а мы их подняли.
К лету ситуация начала нормализовываться. Пошли первые заказы на частные праздники. Так как мы не опускали цены, нам не пришлось работать за копейки. У нас заказывали услуги по ценам высоким. Наши высокие цены для клиентов являлись показателем того, что у нас, в отличие от многих других, дела шли хорошо. В результате 2009-й год оказался для нас довольно успешным.
Я рассказал это отнюдь не для того, чтобы вы тут же бросились поднимать цены. Я привел этот пример как иллюстрацию того, что в некоторых ситуациях цены можно поднимать даже в кризис. Особенно, когда ты хорошо понимаешь, зачем ты это делаешь, и у тебя есть план. Хаотичное же поднятие цен может наоборот погубить любое агентство.
Теперь о том, в каких случаях разумно опускать цены. Это стоит делать тогда, когда ваше агентство или вы сами работаете на низкий сегмент или низ среднего сегмента. У людей небогатых в кризисы деньги исчезают почти до нуля. И первые статьи, которые такие люди вычеркивают из списка своих затрат, это статьи на развлечения. Праздники относятся именно к этой категории.
Если вы продолжите работать на этот сегмент, вам придется сильно понизить цены. И совершенно не факт, что при этом у вас будет достаточное количество заказов.
Есть и еще один вариант действий. Постараться перейти на более состоятельных клиентов. Задача не из простых, но все же решаемая. В этом случае вам придется, во-первых, серьезно поднять качество своих услуг. Обычный подход «шаляй-валяй», которым отличается российский ивент, здесь не пройдет. Во-вторых, придется задуматься о своем продвижении, подойти к этому вопросу профессионально. Придется сделать хороший сайт, вычистить и обновить соцсети, критически подойти к своим презентационным материалам, настроить и запустить рекламу. При этом все эти действия абсолютно не гарантируют успеха. Они лишь могут ему поспособствовать.
Если вы все-таки выберете этот подход, то снижать цены не только не разумно, но и вредно. Хватит ли у вас духа их поднять, я не знаю. Но стоит хотя бы оставить их без изменений.
Хорошего дня! 😉
#ИвентШколаАлександраСинютина#АлександрСинютин #ТренингиСинютина #eventail #создаемэталоныторжеств #организацияпраздников #организациямероприятий #тренингидляведущих #тренингидляивента #ивент