Найти тему
Живем Лучше

Мученик Иоанн Чернов: биография и чудеса

Оглавление
Единственная известная фотография мученика в Интернете.
Единственная известная фотография мученика в Интернете.

Предисловие

В начале декабря выпала удача побывать в гостях и пообщаться с интересным человеком - Михаилом Юрьевичем Тааватовым. М. Ю. Тааватов известен в очень узких кругах как проницательный краевед Боровской и Наро-Фоминское земли, а также историк русской философии. Знания свои в краеведении и истории Отечества он не афиширует в научном вообще, ибо зарабатывает себе на жизнь уже много-много лет писательством, публикуясь в жанре фантастики и исторического романа под несколькими псевдонимами. Помимо этого уже много лет на его книжной полке пылится объемный научный труд под названием "Сказания Боровской земли", его он написал давным давно, но издать всё не решается, так как не хочет участвовать в спорах в академическом сообществе с последователями Осипова и Антипова (известные боровские краеведы). И несмотря на то, что Михаил Юрьевич живет в Москве, большую часть жизни и все свое детство он прожил в Наро-Фоминске, к которому прикипел всей душой. Этот глубоко пожилой человек с очень редкой финно-угорской фамилией встретил меня весьма добродушно в своей московской квартире и поведал мне невероятную историю о жизни одного почти неизвестного во всей России, но почитаемого в небольшом сообществе верующих в Боровске и Наро-Фоминске, святого - новомученика Иоанна Чернова.

...

Поверхностный поиск в Интернете почти не дал релевантной информации о жизни этого святого и я принял решение, со слов М. Ю. Тааватова, записать максимально полную историю жития святого и рассказать о его современном почитании в Калужской земле.

Новомученик Иоанн Чернов: жизнь и подвиг

Иоанн Чернов родился в 1880 году в деревне Алек­се­ев­ка Рож­де­ствен­ской во­ло­сти Бо­ров­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии (ныне часть городского муниципалитета Наро-Фоминска, районного центра Московской области). Будущий мученик родился в семье крестьянина Алексея Чернова и вплоть до 1930-х годов занимался сельским хозяйством вместе с отцом и родственниками. По меркам своего времени Иоанн Чернов имел среднее образование, окончив сельскую школу. Вследствие коллективизации ему пришлось покинуть деревню и перебраться в Наро-Фоминск, где он устроился на фабрику. Тааватову не удалось выяснить на какую именно, а исторические источники не дают четкого ответа. Именно тут ему пришлось претерпеть первый подвиг исповедничества, так как когда администрация наро-фоминской фабрики узнала о том, что он исполняет обязанности псаломщика в Петропавловской церкви.

Источники также не сообщают, что конкретно это был за храм, однако, Михаил Юрьевич указывает на то, что в Наро-Фоминске в те годы Петропавловского храма не было, поэтому скорее всего речь идет о церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в деревне Шапкино, построенной в 1777 году, недалеко от Алексеевки – ныне часть городского муниципалитета Наро-Фоминска.

Иоанн Чернов был сразу же уволен и вынужден вернуться обратно в деревню (Дамаскин (Орловский), иг. Мученик Иоанн Чернов / Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Март. Тверь, 2006. С. 258).

Жизнь святого практически не описывается ни в исследованиях, ни в публицистике. Тааватов указывает, что собственно только один автор - российский православный историк и агиограф архимандрит Дамаскин (Орловский) в полной мере предпринял попытку описания жизни святого, в том числе на основании изучения им архивов и дела святого.

Забегая вперед, необходимо отметить, что в 1938 году председатель местного сельсовета составляет справку для НКВД на арест Ивана Алексеевича Чернова (так же был указан его возраст - 57 лет). Именно эта справка стала одним из существенных аргументов против святого. Причиной ареста в справке заявлено пребывание дочери будущего мученика в монастыре и его устранение от работы в местном колхозе. Тааватов затрудняется указать, что это был за колхоз, так как источники не сообщают его название в качестве «религиозного элемента». В этот момент дело на будущего святого было уже заведено и НКВД уже проводил следственные мероприятия.

У мученика Иоанна было четверо детей – трое сыновей и дочь Анна, его жену звали Василиса. Дочь Анна, как самая старшая в семье, сперва подрабатывала прислугой, а затем числилась рабочей на птицефабрике в Наро-Фоминске. Известно, что его дочь также была послушницей в местном подворье, вероятно, московского, но досконально точно не известно, монастыря в течение двух лет. Именно тогда ей пришлось подвергнуться исповедническому подвигу – после закрытия подворья в 1931 году она была арестована и приговорена к пяти годам лишения свободы, отправлена в Беломорско-Балтийские лагеря, на строительство канала, куда позже будет отправлен и ее отец. Она освободилась в августе 1936 года и стала работать уборщицей на хлебозаводе в Наро-Фоминске. Спустя некоторое время она вынуждена была работать по дому, так как забеременела, пребывая в лагерях; ее мать Василиса в это время перешла работать в местный колхоз.

Судьба Анны сложилась похожим на судьбу ее отца образом. Так 3 марта 1938 года она была арестована, за несколько месяцев до ее отца. Двухлетнее пребывание в монастыре за несколько лет до этого стало основной статьей обвинения. Лжесвидетельские показания против Анны гласили, что она агитировала против выборов в Верховный Совет. 24 марта Анна была подвергнута допросу и в ходе допроса отвергла все обвинения, «отказалась от религии». Вероятно, она руководствовалась желанием обезопасить ребенка, однако уже 25 марта была приговорена к пяти годам лишения свободы и отправилась в Сибирь в исправительно-трудовой лагерь; у нее также изъяли сына, Чернова Павла Владимировича, и отправили его в Наро-Фоминский райздравотдел «для дальнейшего воспитания».

Здесь необходимо отметить, что будущий святой действительно вел активную общественную жизнь и имел четкую православную процерковную позицию. Жители деревни Алексеевка на тот момент окормлялись во Введенском храме села Котово, которое сохранилось до наших времен. Однако, в конце 30-х годов XX века священники данного храма были арестованы, в связи с этим мученик Иоанн составил прошение к местным властям и провел обход крестьянских домов для подписания этого прошения жителями деревни. Цель прошения заключалась в предоставлении разрешения на назначение священника и возобновление богослужения. Также в этом документе значилось требование передать ключи от храма инициативной группе верующих в лице ее уполномоченного представителя – Чернова Ивана Алексеевича.

Затем, в день выборов в Верховный Совет он, придя на избирательный участок, опустил в урну помимо собственно бюллетеня и данное прошение на имя кандидата в депутаты от Наро-Фоминского района.

Обращение к местному кандидату в депутаты звучало следующим образом:

«Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович, мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по Сталинской конституции. Можем свободно свои нужды выявлять мы от лица верующих в Бога и святую Церковь. Посодействуй за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, Михаил Петрович, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую мирную жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорила: свобода отправления религиозных обрядов, вот [что] нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно. До­ро­гие на­ши со­бра­тья и дру­зья, по­чти­те на­шу ста­рость, нам нуж­ны псал­мо­пе­ние, мо­лит­ва, пост, кро­тость, по­ви­но­ве­ние вла­стям. Вся­кая власть от Бо­га. Глас на­ро­да – глас Бо­жий. До­ро­гой друг на­ро­да, будь за­щит­ни­ком пар­тий­ных и непар­тий­ных, ве­ру­ю­щих в Бо­га и не ве­ру­ю­щих, будь ко всем ров­ным» (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-48297, л. 13.).
Рукопись письма депутату.
Рукопись письма депутату.

Данное письмо так и не было подписано. В самом начале 1938 года прихожане храма избрали Ивана Алексеевича своим представителем, об этом свидетельствует прошение о возобновлении богослужения:

«Мы, нижеподписавшиеся жители деревни Алексеевка, желаем быть прихожанами Введения Пресвятой Богородицы церкви села Котово, и желаем иметь священника, который будет выполнять наши требы, и желаем продолжить Божественную службу, и просим передать ключи от церкви группе верующих».

Вышеприведенное письмо стало одной из улик в деле против мученика Иоанна. Опираясь на письмо, сотрудники НКВД провели допросы местных жителей деревни Алексеевка, в результате было определено, что в период месяца марта 1938 года Иван Алексеевич Чернов собирал подписи в деревне Алексеевка Наро-Фоминского района за открытие храма в селе Котово, проводил религиозную пропаганду, говорил о необходимости веры в Бога, а также улучшении качества жизни через упование на милость Божию. Также в деле против Ивана Алексеевича значилась цитата, приписываемая ему сотрудниками НКВД на основании лжесвидетельств:

«Вот ви­ди­те, кол­хоз­ни­ки, се­го­дня год неуро­жая, в по­ле все про­па­ло, нам нуж­но бы по­мо­лить­ся Бо­гу, а то вот ни­че­го не ро­дит­ся, мы и бу­дем ра­бо­тать да­ром, с го­ло­ду умрем. Вот до че­го мы до­жи­ли при со­вет­ской вла­сти, ни у ко­го ни­че­го не ста­ло; рань­ше мы бы­ли са­ми се­бе хо­зя­е­ва, а те­перь, что ни за­ду­май сде­лать, все у ко­го-то спро­сись да до­ло­жись... Вот ка­кое при­шло про­кля­тое вре­мя, от сво­ей церк­ви по­след­ней ку­да ид­ти мо­лить­ся Бо­гу? Вот что на­де­ла­ла это про­кля­тая со­вет­ская власть, му­ча­ют всех ан­ти­хри­сто­вы ком­му­ни­сты, пи­шут и ту­ма­нят го­ло­вы сво­ей кон­сти­ту­ци­ей, ко­то­рая ни­ко­му прав не да­ла, по­за­кры­ва­ли все церк­ви, а в этом бы­ла толь­ко од­на от­ра­да для на­ро­да, но все‑та­ки при­дет и это­му ко­нец, и сго­нят про­кля­тых ком­му­ни­стов, и то­гда толь­ко за­жи­вем хо­ро­шо».

Задержание произошло оперативно – 21 июня 1938 года было выписано разрешение на арест, а уже 28 июня будущий мученик Иоанн был задержан и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Мученику Иоанну была вменена контрреволюционная деятельность, но он вины не признал. На очных ставках со лжесвидетелями будущий святой отверг всех их показания. Всего было три очных ставки и на всех святой мученик решительно отвергал любые нападки на советскую власть: «Антисоветской агитацией я среди колхозников не занимался и не занимаюсь».

Среди лжесвидетелей в деле мученика Иоанна значится и псаломщик того же храма села Котово Иван Протасов, знавший обвиняемого с 1934 года. Протасов указывал, что Иван Чернов «все время ходит в церковь и очень религиозный человек», а также отмечал, что Иван Алексеевич жаловался на закрытие храмов и жаждал конца коммунистической власти: «но все-таки придет этому конец, и сгонят проклятых коммунистов, и тогда только заживет народ хорошо».

Среди доносов против святого мученика характерен следующий:

«10-11 декабря 1937 года перед днем голосования в Верховный Совет СССР Чернов ходил по домам деревни Алексеевки, среди колхозников говорил, чтобы не ходили на выборы, говоря: нам колхозникам не нужно ходить голосовать и выбирать советскую власть, нам нужно в первую очередь избирать церковный совет и открыть церковь, а советская власть нам не нужна. Будем молиться Богу, будем лучше жить, как жили раньше. В феврале и в марте 1938 года Чернов ходил по деревне и собирал подписи на открытие церкви при селе Котово, в связи с чем среди колхозников проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости верить в Бога и улучшение жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем ходить и молиться. В конце мая 1938 года Чернов среди колхозников распространял контрреволюционную провокацию, говоря: вот видите, колхозники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, нам нужно бы было помолиться Богу, а то вот ничего не родится, мы и будем работать даром, с голоду умрем. Вот мы до чего дожили при советской власти, ни у кого ничего не стало, раньше мы были сами по себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать, все у кого спросись да доложись».

Источники биографии святого доносят до нас следующий диалог между ним и следователем НКВД:

– Ска­жи­те, вы пи­са­ли в день вы­бо­ров Вер­хов­но­го Со­ве­та 12 де­каб­ря 1937 го­да пись­мо на имя де­пу­та­та Вер­хов­но­го Со­ве­та то­ва­ри­ща Пет­ро­ва, ес­ли пи­са­ли, то ку­да вы его де­ли? – спро­сил пса­лом­щи­ка сле­до­ва­тель, зная, что пись­мо на­хо­дит­ся в де­ле пса­лом­щи­ка.
– Да, в день вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет я пи­сал пись­мо. Со­дер­жа­ние пись­ма ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра. Пись­мо... я опу­стил при го­ло­со­ва­нии в ур­ну в кон­вер­те вме­сте с бюл­ле­те­нем, – от­ве­тил Иван Алек­се­е­вич.
- Кем вы служили в Петровской церкви?
- Я в Петровской церкви официально не служил, а временами исполнял должность псаломщика (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-48297, л. 23.).

13 августа дело было завершено, 19 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД приговорило псаломщика Иоанна к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, он был отправлен в один из Беломорско-Балтийских лагерей. Прибыл туда 8 ноября. Через год, 10 апреля 1939 года он скончался от голода в лазарете 14-ого лагерного пункта Семеново Пудожского района республики Карелия. Мученик Иоанн погребен в неизвестной могиле на карельском кладбище (в километре от 14-го лагерного пункта)[13].

Святой мученик Иоанн был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 30 июля 2003 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.

Чудеса святого Иоанна Чернова

Несмотря на то, что среди требований к прославлению новомучеников и исповедников Российских в официальных документах Синодальной комиссии по канонизации святых обязательное наличие прижизненных и посмертных чудес отсутствует, М. Ю. Тааватов смог привести несколько свидетельств о чудесах, а также указать на событие, которое квалифицируется верующими региона (Наро-Фоминского района) как чудесное и связано с именем святого. Речь идет о событии возрождения Петропавловского храма (настоятель о. Сергий Гордиенко), в котором по всей видимости святой исполнял обязанности псаломщика. Возрождение храма началось в 2003 году, к этому времени от храма осталась лишь руинированная колокольня. Прославление святого мученика Иоанна также состоялось в 2003 году, что дало основание верующим видеть промыслительный характер данного события. Подтверждением этому служит статья «Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!» в «Наро-Фоминском листке» за 2004 год (апрель №4, С. 3), которую любезно показал мне Михаил Юрьевич. По его словам, данное региональное печатное издание в форме самиздата выпускалось силами верующих Наро-Фоминского благочиния в начале 00-х, но уже в начале 2010-х годов его выпуск был прекращен.

Среди свидетельств о посмертных чудесах святого с высокой степенью достоверности известно два случая, о которых упомянул М. Тааватов.

Оба случая относятся к Боровской земле, поэтому можно сделать вывод, что именно среди жителей Боровского района Калужской области святой мученик Иоанн почитается местночтимым святым в большей степени, чем в восприятии нарофоминчан.

Первый случай нашел отражение в т. н. «Боровском листке» за 2007 год (аналогичное вышеприведенному печатное издание, выпускавшееся силами верующих Боровского района, по всей видимости, в конце 90-х – середине 00-х годов, однако, точный период издания в силу недостатка материала Михаилу Юрьевичу установить не удалось. В небольшом тексте озаглавленном «Мученик Иоанн Чернов» и за авторством некоего С. Свиридова содержится упоминание о чудесном избавлении автора текста от уголовного преследования по статье УК РФ «Присвоение или растрата», которое могли возбудить, по мнению автора текста, на основании клеветы. Однако, молитва мученику Иоанну и предстательство святого избавили его от грозившей опасности, пишет автор. Ключевой особенностью данной статьи является упоминание о том, что ещё в 2003 году (год прославления святого Иоанна) автор статьи получил «акафист святому», который был написан одним из верующих города Боровск. Другая ключевая особенность заключается в том, что в конце данного текста содержится молитвословие святому мученику Иоанну Чернову:

«Избранный воине Христов, достославный мучениче Иоанне, венцем славы небесныя украшенный, похвальное пение тебе приносим, ты же яко дерзновение имея ко Господу, ныне моли Всеславного Творца, да спасет ны в милости Своей, почитающих святую память твою и поющих: Радуйся, всехвальный мучениче Христов Иоанне, во изгнании правды ради блаженства Царства Небеснаго приобщивыйся!».
Свиридов С. Мученик Иоанн Чернов // Боровский листок, июнь 2007. №6. С. 4.

Вероятнее всего это один из кондаков акафиста, возможно первый. Стиль кондака был заимствован у аналогичного кондака из акафиста св. Иоанну Воину. Найти в Интернете этот акафист не получилось. Зато сам акафист в печатном виде мне показал Михаил Юрьевич и рассказал подробности того, как он его получил:

Дело было в 2008 году, в феврале месяце. Я приехал на 9-ые Пафнутьевские чтения, они тогда проходили в Боровской картинной галерее. Я не выступал там ни разу, но всегда регулярно участвовал, потому что на них выступали мои коллеги, друзья и всегда было приятно встретиться, пообщаться, увидеть знакомые лица. Так вот. Я человек скромный, в небольшом перерыве между выступлениями вышел покурить, есть у меня такая вредная привычка, и встретил старого друга-краеведа, он меня представил немолодому уже человеку, с бородкой в очках и назвал его имя: Сергей Свиридов. Я как-то не сразу вспомнил про акафист и статью и уже в конце мероприятия его так и спросил: "А это вы тот самый С. Свиридов, который написал статью про святого Иоанна Чернова". И оказалось точно. Тот самый. В общем, в свое время работал Свиридов в каких-то образовательных учреждениях и вот там-то его и оклеветали, по его словам. А как человек православный, он решил, что нужно усиленно молится, но вот вопрос - кому? И тут он вспомнил, что то ли в 2002, то ли в 2003 году ему на день ангела его друг подарил акафист святому, которого неправедно осудили. Он его нашел и начал молится. Друга этого звали Артем Газизов и жил он в Боровске недолго, вроде как даже проездом. Судьбы его не знаю. А вот Сергей Свиридов некоторое время трудником жил в Пафнутьев-Боровском монастыре, вернее не в самом монастыре, а где-то рядом с ним, в деревне Роща. Пытался все устроится преподавателем в Калужскую духовную семинарию, но насколько я понял не сложилось, из-за его привычки вредной - любил он выпить и меры не знал. После 2010 года я про него ничего не слышал.

Второе свидетельство о чудесах по молитвам святого упоминает некий Сергей Камолкин. Михаил Юрьевич показал мне книгу, изданную в Калуге в 2006 году (без указания издательства) под названием "Благодатные исцеления и чудеса по молитвам святых в земле Калужской просиявших". Михаил Юрьевич описал этого человека так:

Сергей Камолкин это такой же православный краевед-любитель как и я. Только живет он в Калуге, а вообще его любовь, в научном смысле слова - Серпейск, небольшой поселок недалеко от Калуги, в Средние века целый город. У него даже дача там есть. В общем, еще в конце 90-х годов он замыслил большую работу о чудесах святых земли Калужской, закончил ее к середине 00-х и издал тиражом экземпляров в 100. Ну и в общем раздал друзьям в итоге. Вообще я бы верить на слово ему не стал - Камолкин поэт больше, он даже язык свой поэтический пытался выдумать, там много странных слов: "басараветка", "басаветка" и пр. А проверить это свидетельство о чуде святого Иоанна я не могу, потому что у меня нет первоисточника, он есть в монастыре, но я в силу возраста уже не поеду.

Камолкин и "откопал", что в «Вестнике Свято-Пафнутьева Боровского монастыря» за 30 августа – 5 сентября 1999 года (№42) содержится указание на другое чудо. К сожалению, проверить это не удалось, так как первоисточника у М. Ю. Тааватова на руках нет. В "Вестнике" в крайне небольшой статье «Мученики и исповедники советского времени» приведена максимально краткая биография святого Иоанна Чернова, а также указание, что по молитвам святому некий военнослужащий-лётчик Юрий Д. получил оправдательный приговор по некоему уголовному делу (Камолкин С. Благодатные исцеления и чудеса по молитвам святых в земле Калужской просиявших. Калуга, 2006. С. 39).

Данные свидетельства позволяют говорить о том, что прославление святого в народном сознании началось задолго до его официальной канонизации и верующие двух регионов (Боровского и Наро-Фоминского районов) уже совершали молитвословия этому святому, но самостоятельно. Более того, ими был сочинен акафист мученику Иоанну. Оба свидетельства о чудесах дают основание полагать, что в восприятии верующих региона святой мученик Иоанна воспринимается как ходатай за невинно обвиненных в каких-либо преступлениях. Также, событие восстановления Петропавловской церкви в д. Шапкино дает основание предположить, что в сознании верующих прославление святого в лике новомучеников свидетельствует и о возрождении Церкви в целом.

...

Мученик Иоанн Чернов, день памяти которого приходится на 10 апреля (а на 7 февраля приходится переходящая дата памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской), являет собой пример бесстрашия, честности, искренности и своеобразной мирянской, даже в какой-то степени русской народной, простоты. Выйдя из земли, из крестьянства, он своей жизнью, личным примером показал путь в Царствие Небесное.

Его пример также характерен для мирянского подвига тех лет в целом – это подвиг с одной стороны подвиг мученический, с другой стороны это подвиг труда. Если жизнь священнослужителя в Церкви направлена на проповедь Евангелия, на жреческое священнослужение (приношение бескровной Жертвы у алтаря), то мирянское служение состоит в первую очередь в том, чтобы поддерживать, сопровождать и содержать священство, то есть помогать в тех направлениях человеческой жизни, на которые священник по своему положению не имеет права (перед Богом) тратить время.

В случае с подвигом труда мученик Иоанн Чернов также показал свою верность Церкви и Богу. Он не только исполнял обязанности псаломщика в том храме, где он духовно окормлялся, но и выступал как представитель этого прихода перед лицом советской власти и ходатайствовал за возобновление богослужений и обязательное наличие на приходе священника, за что ему и суждено было пострадать.

Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!