Найти в Дзене

Фоноскопическая экспертиза: исследование на монтаж

Зачем исследовать фонограмму на предмет монтажа? Когда это необходимо и что важно знать об этом? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.
Итак, зачем?
Аудиозаписи, которые используются как доказательства в суде, в ходе следствия и т.д., должны полно и объективно отражать фиксируемую ситуацию. Запись с признаками монтаж нельзя считать допустимым доказательствам по делу.

Зачем исследовать фонограмму на предмет монтажа? Когда это необходимо и что важно знать об этом? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Итак, зачем?

Аудиозаписи, которые используются как доказательства в суде, в ходе следствия и т.д., должны полно и объективно отражать фиксируемую ситуацию. Запись с признаками монтаж нельзя считать допустимым доказательствам по делу, т.к. она может не отражать значимой информации. Например, если из звучащей фразы «Я не возьму деньги» вырезать маленький фрагмент – частицу «не» - смысл изменится на противоположный.

Монтаж фонограммы, согласно ГОСТ 13699-91, это «объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов».

Проще говоря, если из аудиозаписи вырезан или наоборот, вставлен фрагмент (из этой же или другой записи), - это монтаж. Обрезка начала или конца аудиозаписи - не монтаж.

Неситуационные изменения – что это?

Понятие «неситуационные изменения», которое также используется в фоноскопической экспертизе, шире понятия «монтаж». Неситуационные изменения включают в себя не только монтаж, который вносится после окончания записи, но и:

· изменения, внесенные в процессе записи, например, остановку и продолжение записи, при котором выпадают части фиксируемой ситуации;

· изменения по окончании записи, не являющиеся монтажом, например, ухудшение качества, смена формата и др.;

· инсценировку записываемой ситуации.

На какие вопросы отвечает фоноскопическая экспертиза?

1) Имеются ли на фонограмме признаки монтажа?

2) Имеются ли на фонограмме признаки монтажа или иные изменения, внесенные в процессе записи или после ее окончания?

3) Имеются ли на фонограмме неситуационные изменения?

Для назначения экспертизы ставится только один из возможных вопросов, т.к. они частично дублируют друг друга. Постановка вопроса зависит от ситуации, а также методики, которой пользуются эксперты.

Какие объекты исследуют эксперты?

Любые аудиозаписи:

· телефонных и контактных разговоров;

· оперативных записей и записей собственных разговоров, сделанных гражданами;

· публичного и непубличного характера;

· сделанные с помощью специальных устройств и, например, обычных телефонов.

Могут быть исследованы также аудиодорожки видеозаписей. При этом вопросами выявления монтажа видеозаписей занимается видеотехническая экспертиза.

Каковы требования к экспертам?

Фоноскопическая экспертиза на предмет признаков монтажа проводится двумя экспертами – акустиком и лингвистом. Эксперты должны иметь соответствующее профилю образование – инженерное и филологическое.

Типичные ошибки в заключениях

1) Проведение экспертизы одним экспертом. Методики анализа фонограмм предполагают анализ записи и с технической стороны, и со стороны речевой. Без этого анализ не считается полным и объективным. Если экспертизу провел один эксперт, он должен провести всесторонний анализ, а значит, обладать специальными знаниями и в акустике, и в лингвистике.

2) Решение не предусмотренных методикой вопросов, что, как правило, является выходом за пределы экспертной компетенции.

3) Проведение экспертизы без специального оборудования и программ. Полноценный анализ без программ-анализаторов невозможен.

4) Отсутствие методики исследования. Существует не одна методика исследования фонограмм на предмет монтажа или неситуационных изменений. Методика обеспечивает полноту, объективность анализа и – что самое важное – проверяемость выводов эксперта.

5) Подмена исследования теорией. Если в заключении дан обширный теоретический экскурс в фоноскопическую экспертизу и методы обнаружения монтажа, а исследование фонограмм коротенькое или отсутствует, - экспертизу делал дилетант.

6) Отсутствие раздельного исследования разных аудиозаписей. Ни одна методика не допускает совместного исследования нескольких записей. Каждая – самостоятельный объект с уникальными характеристиками. Если раздельного анализа нет, а вывод дан общий, то исследование неполное и необъективное.

7) Выводы не соответствуют вопросам. Если вопрос ставился о признаках монтажа, а эксперт отвечает о том, что фонограмма является неполной, не подлинной, не аутентичной и т.п. – перед нами попытка ввести адресата в заблуждение.

Более специфические ошибки может увидеть только другой эксперт, а точнее, пара экспертов – акустик и лингвист. Это можно сделать в порядке консультации или рецензирования заключения, чтобы затем представить рецензию в суд.

Еще больше информации о фоноскопической экспертизе читайте у нас на сайте sudagent.ru