Магическим реализмом называют направление в живописи, появившееся в 1920-х годах в Европе и Америке. Его отличает детальная прорисовка изображаемых объектов – если на картине трубка, то она и выглядит как трубка, а не как набор цветных прямоугольников. Однако, автор подобной картины утверждает противоположное!
Рене Магритт, один из признанных мастеров магического реализма, изображает на своей картине курительную трубку и оставляет под ней подпись, которая в переводе означает "Это не трубка". Так Магритт заставляет зрителей задуматься о том, что же на самом деле перед ними – плоскость, холст, некоторое количество краски, расположенной таким образом, чтобы её можно было принять за изображение объекта, но никак не сам объект. Таким образом художник размышляет о природе знаков и символов художественного языка, "означающем" и "означаемом".
Но не все картины в этом направлении так абстрактны. Например, гораздо более личные темы затрагиваются в творчестве Фриды Кало.
В одной из своих работ она показывает двойной автопортрет. В левой части художница облачена в традиционный мексиканский костюм, а в правой – в европейскую одежду. Обе Фриды соединены кровеносным сосудом и держатся за руки.
Эта картина была написана вскоре после развода художницы с её мужем Диего Риверой, другим известным мексиканским художником. Фрида слева, покорная и верная – та, которую любил Диего, а Фрида справа, современная и свободная – которую отверг. Для Кало этот автопортрет явился примирением двух сторон своей личности и способом пережить тяжелый опыт развода, а также серьезные проблемы со здоровьем.
Другая картина, написанная в реалистичной, но при этом пугающей, "магической" манере – "Мир Кристины" авторства Эндрю Уайета. Героиня этого полотна являлась соседкой художника по его летнему дому. Она страдала от неврологического расстройства, и передвижения давались ей с большим трудом. Уайет был поражен её стойкостью и посвятил ей картину, на которой пустынное поле отражает внутреннее состояние Кристины и при этом отделяет её от дома. Драматизм картины усиливается за счет того, что лицо героини скрыто – зритель может только догадываться, какая эмоция на нём запечатлена.
Можно заметить, что во многих картинах магического реализма прослеживается ощущение отчужденности, напряжения и "неправильности" происходящего. Это же есть и в работе "Полуночники" Эдварда Хоппера. На картине представлена пустынная улица и отделенное от него стеклом помещение закусочной. Его немногочисленные посетители словно витают в собственных мыслях, не обращая внимания на внешний мир и игнорируя существование друг друга.
Примечательно, что фактически мы не видим ни одного выхода из этого помещения на улицу, что еще больше подчеркивает ощущение замкнутости и одиночества в большом городе.
Еще одна работа Магритта обманывает зрителя с первого взгляда. Может показаться, что на картине изображено окно, за которым растет дерево и виднеется летний пейзаж, однако если присмотреться – это картина в картине! Ножки мольберта и выступающий край холста подсказывают нам, что всё, что мы видим, нарисовано. Но что находится за холстом, действительно ли там растёт дерево? Может, погода там не такая хорошая? Зачем кто-то рисует то, что и так видно из окна?
Картины, написанные в стиле магического реализма, исследуют отношение реального и воображаемого, чем вызывают немало вопросов. Но готовых ответов ни у одного из художников нет – каждый зритель должен ответить на них сам.