Найти тему
АРТ ИСТОРИИ

5 картин магического реализма, за которыми кроются интересные идеи

Магическим реализмом называют направление в живописи, появившееся в 1920-х годах в Европе и Америке. Его отличает детальная прорисовка изображаемых объектов – если на картине трубка, то она и выглядит как трубка, а не как набор цветных прямоугольников. Однако, автор подобной картины утверждает противоположное!

«Вероломство образов» Рене Магритт
«Вероломство образов» Рене Магритт

Рене Магритт, один из признанных мастеров магического реализма, изображает на своей картине курительную трубку и оставляет под ней подпись, которая в переводе означает "Это не трубка". Так Магритт заставляет зрителей задуматься о том, что же на самом деле перед ними – плоскость, холст, некоторое количество краски, расположенной таким образом, чтобы её можно было принять за изображение объекта, но никак не сам объект. Таким образом художник размышляет о природе знаков и символов художественного языка, "означающем" и "означаемом".

Но не все картины в этом направлении так абстрактны. Например, гораздо более личные темы затрагиваются в творчестве Фриды Кало.

"Две Фриды" Фрида Кало
"Две Фриды" Фрида Кало

В одной из своих работ она показывает двойной автопортрет. В левой части художница облачена в традиционный мексиканский костюм, а в правой – в европейскую одежду. Обе Фриды соединены кровеносным сосудом и держатся за руки.

Эта картина была написана вскоре после развода художницы с её мужем Диего Риверой, другим известным мексиканским художником. Фрида слева, покорная и верная – та, которую любил Диего, а Фрида справа, современная и свободная – которую отверг. Для Кало этот автопортрет явился примирением двух сторон своей личности и способом пережить тяжелый опыт развода, а также серьезные проблемы со здоровьем.

«Мир Кристины» Эндрю Уайет
«Мир Кристины» Эндрю Уайет

Другая картина, написанная в реалистичной, но при этом пугающей, "магической" манере – "Мир Кристины" авторства Эндрю Уайета. Героиня этого полотна являлась соседкой художника по его летнему дому. Она страдала от неврологического расстройства, и передвижения давались ей с большим трудом. Уайет был поражен её стойкостью и посвятил ей картину, на которой пустынное поле отражает внутреннее состояние Кристины и при этом отделяет её от дома. Драматизм картины усиливается за счет того, что лицо героини скрыто – зритель может только догадываться, какая эмоция на нём запечатлена.

"Полуночники" Эдвард Хоппер
"Полуночники" Эдвард Хоппер

Можно заметить, что во многих картинах магического реализма прослеживается ощущение отчужденности, напряжения и "неправильности" происходящего. Это же есть и в работе "Полуночники" Эдварда Хоппера. На картине представлена пустынная улица и отделенное от него стеклом помещение закусочной. Его немногочисленные посетители словно витают в собственных мыслях, не обращая внимания на внешний мир и игнорируя существование друг друга.

Примечательно, что фактически мы не видим ни одного выхода из этого помещения на улицу, что еще больше подчеркивает ощущение замкнутости и одиночества в большом городе.

"Человеческий удел I"Рене Магритт
"Человеческий удел I"Рене Магритт

Еще одна работа Магритта обманывает зрителя с первого взгляда. Может показаться, что на картине изображено окно, за которым растет дерево и виднеется летний пейзаж, однако если присмотреться – это картина в картине! Ножки мольберта и выступающий край холста подсказывают нам, что всё, что мы видим, нарисовано. Но что находится за холстом, действительно ли там растёт дерево? Может, погода там не такая хорошая? Зачем кто-то рисует то, что и так видно из окна?

Картины, написанные в стиле магического реализма, исследуют отношение реального и воображаемого, чем вызывают немало вопросов. Но готовых ответов ни у одного из художников нет – каждый зритель должен ответить на них сам.