Найти тему
Corneja о детях

Неэтичные темы на уроках литературы

Две недели назад я написала статью «Что не поймут дети на уроках литературы» (ссылка будет ниже). Совершенно неожиданно эта статья стала одной их самых популярных на канале.

В обсуждении несколько раз всплывала тема изучения биографии писателей… У меня очень сложные отношения с этими самыми биографиями… Не могу сказать, что я много с кем обсуждала этот вопрос, но пока еще не встречала людей, которые бы разделяли мою точку зрения. Решила все же попробовать написать об этом, готовлюсь ловить помидоры :)

Почему принято изучать биографии писателей?

Невозможно полноценно охватить произведение, не зная особенностей личности автора произведения, его взгляда на жизнь, жизненной позиции, ценностей, мировоззрения.

С моей точки зрения, это очень спорное утверждение.

Биография Александра Сергеевича, по-моему, больше всех подвергается обсуждению, рассмотрению под микроскопом
Биография Александра Сергеевича, по-моему, больше всех подвергается обсуждению, рассмотрению под микроскопом

Я согласна с тем, что важно знать, например, когда и где жил писатель. Потому что средневековая германская литература — это одно (и здесь вспоминается «Песнь о Нибелунгах»), золотой век русской литературы — другое (привет, Пушкин и ко), латино-американская литература ХХ-ого века — третье («Сто лет одиночества» Маркеса или «Игра в классики» Кортасара)...

Важно знать культурно-исторический контекст. Произведения создавались для современников, а не для потомков, которые будут жить лет через 200 в совершенно другом мире. Соответственно, понятные для того времени вещи, мысли и идеи, которые витали в воздухе, не требовали никаких пояснений. Они были очевидны для читателей тогда, но могут быть совершенно неясны нам сегодня.

Поэтому я только за биографии, но именно с точки зрения понимания исторического момента и культурно-философской парадигмы, в которых жил автор.

А изучение личной жизни писателя, и, уж тем более, чтение его переписки с друзьями и любимыми, меня всегда коробило.

Помню, как на уроке литературы в школе мы обсуждали очередную поэму Пушкина, и кто-то из одноклассников сказал, что Пушкин был нелюбимым и нежеланным ребенком, и родная мать его стыдилась. В результате у него было много комплексов, которые отражались на его жизни и творчестве…

И, наверно, я даже с этим согласна… Но мне прямо неловко стало, когда это прозвучало… Это так… бестактно копаться в настолько интимных моментах жизни человека… Причем вот так, на уроках литературы в школе…

Александр Сергеевич Пушкин с супругой
Александр Сергеевич Пушкин с супругой

Просто я пытаюсь представить себя на месте автора. Допустим, я написала роман, который вошел в школьную программу (не приведи господи, на самом деле). И что, это дает право каким-то посторонним людям копаться в моей личной жизни, обсуждать мои отношения с родителями, с мужем, с детьми?.. Читать мою личную переписку, обсуждать, с кем я дружила, а с кем враждовала, в кого влюблялась, про кого шутила, и кто на меня за это обиделся, а на кого обиделась я?..

Да с чего вдруг?.. Я написала роман, я его, только его, опубликовала (ну, гипотетически). Только этим я хочу поделиться с людьми, только это готова отдать на обсуждение… А свою переписку с родными, любимыми или ненавистными я вообще-то не собиралась никому показывать. И свои дневники, если бы я их вела, тоже. И не хотела бы, чтобы мою личную жизнь обсуждали незнакомые мне дети на уроках литературы 200 лет спустя… Это вообще стремно как-то.

И спустя 200 лет — еще ладно... Но есть же и современные писатели, которые еще живы, или дети которых живы... И их жизнь тоже вот так изучают и обсуждают... Любила ли их мама, изменяли ли они жене... Бр-р-р...

Говорить о том, что без знаний о личной жизни автора, невозможно понять его произведений, равносильно тому, что сказать, что это плохой писатель, потому что он не смог выразить в произведении все смыслы, которые в него вкладывал. Если бы Пушкин считал, что для понимания его произведения обязательно нужно знать, что его не любила мама, он бы написал про это в самой поэме, разве нет?.. А раз не написал, значит, не нужно это было.

Я придерживаюсь мнения, что надо дать автору право, рассказать собственное произведение так, как он его задумал. Не привнося никаких дополнительных смыслов, связанных с его отношениями с матерью, любимыми женщинами, друзьями и врагами. Давайте не будем косплеить дедушку Фрейда…

Он — автор. Это его произведение. Он что посчитал нужным и важным, то в него и вложил. Нужно доверять автору.

Если подвести итог, то мое мнение таково:

Изучать культурно-исторический контекст — однозначно да, лезть в личную жизнь — категорически нет. Это неэтично как минимум.

А Вы что думаете? Нужно изучать биографию писателей, чтобы понимать их произведения? Напишите в комментариях...

-3

Читайте также