Статья Павла Дурова "Consume Less. Create More. It’s More Fun" в моем переводе
Крупные корпорации используют маркетинг, чтобы убедить нас, что покупка их товаров решает все наши проблемы.
Подлинное решение часто совершенно противоположно: оно состоит в том, чтобы меньше потреблять, а не больше. Чаще всего все наши проблемы обусловлены в первую очередь чрезмерным потреблением.
Например, если в вас есть лишний вес, вас будут атаковать рекламой абонементов в спортзал или пищевых добавок. Но чтобы сбросить вес, нужно меньше есть, а не новые кроссовки и протеиновые добавки.
Или если вы страдаете от головной боли и стресса, они постараются продать вас таблетки от головной боли и антидепрессанты. Однако чтобы действительно снизить уровень стресса, вам нужно дольше спать и чаще гулять, а не потреблять развлекательные продукты и просматривать соцсети поздно ночью. Таблетки никогда не задумывались как долговременное решение: их эффективность со временем снижается, а побочные эффекты от них в свою очередь потребуют еще большего количества лекарств. Как только вы встаете на бесконечный путь потребления, вы попадаете в ловушку, созданную, чтобы делать вас несчастными, а корпорации — счастливыми.
В ходе эволюции Мать Природа обеспечила нас всем необходимым для жизни в условиях дефицита ресурсов, но она не готовила нас к жизни в изобилии, как мы живем сейчас. Сейчас больше людей умирают от ожирения, чем от голода, и больше людей страдают от тревожности, вызванной информационной перегруженностью, чем от недостатка информации.
ДНК человека, наше аппаратное обеспечение, устарело. Оно перестало развиваться 10 000-20 000 лет назад, когда мы еще жили в маленьких общинах охотников и собирателей. В те времена каждый кусочек сладкого и любая информация были чрезвычайно ценны. Сейчас мы живем в мегаполисах, в окружении тонны дешевого сахара, но наша ДНК не знает об этом. Наши тела до сих пор накапливают лишний жир, чтобы приготовиться к суровым холодным зимам, которые никогда не наступят.
Наша экономическая система усугубляет этот биологический парадокс: в ней делается упор на рост ВВП и максимальную прибыль корпораций. Правительства и корпорации поощряют увеличение потребления. Неслучайно США, страна, отличавшаяся высокими темпами экономического роста в XX-ом веке, сейчас является страной с самым высоким процентом ожирения среди развитых стран мира. Их рыночное общество стало слишком восприимчивым к его собственным благам.
Такая система не только наносит вред людям, но она также неустойчива в долгосрочной перспективе. В отличие от аппетитов корпораций ресурсы нашей планеты конечны. Как биологический вид мы успешно научились создавать и продавать друг другу товары, которые нам не нужны, но именно планета платит по счетам. Наше тело по-прежнему создано для жизни в первозданной среде, которая была у нас 10 000-20 000 лет назад, среди зеленых лесов и чистых озер. По мере того как мы разрушаем нашу среду обитания в вечном стремлении к экономическому росту, количество болезней, вызываемых загрязнениями, продолжает расти.
Мне повезло стать богатым в довольно раннем возрасте. К 22 годам у меня был миллион долларов на банковском счете, к 25 — десять миллионов, к 28 — сотни миллионов. Однако не это делало меня счастливым.
Мне действительно повезло, что я очень рано осознал: действительно стоящее занятие — создавать, а не потреблять. Поэтому вместо покупки яхт, аэропланов и дорогой недвижимости, я сосредоточился на том, что мне нравилось больше всего — на создании социальных платформ, которые (я надеюсь) приносят пользу человечеству. Я тратил большую часть своих личных средств на Telegram, чтобы люди могли пользоваться бесплатным сервисом, который стремится к совершенству.
Я считаю, что способность создавать вещи для других — самое ценное и полезное мое качество. Я подозреваю, что одна из причин, почему я разбогател, занимаясь любимым делом, заключается в том, что деньги никогда не были для меня целью.
Когда я был студентом, я любил создавать игры и вебсайты. В те времена это считалось занятием ботаников. Ожидалось, что перспективные студенты будут заниматься юридической практикой или решать бизнес-задачи. Но меня никогда особо не волновало, как другие люди определяют успех. Для меня успех заключался в возможности тратить время на создание вещей, которые мне нравятся.
Я никогда не жалел о том, что не покупал предметов роскоши, которыми любят себя окружать богатые люди. Я жалею только о том, что у меня нет еще больше времени, чтобы создавать.
Мы живем в эре, когда возможности человеческого творчества бесконечны. Один может изобрести роботов, изменять гены, создавать виртуальные миры… Так много захватывающих неизведанных сфер можно изучить. Я надеюсь, что больше людей поймут, какое удовольствие приносит создание вещей для других. Я надеюсь, что однажды мы как вид свернем от разрушительной кривой дорожки бесконечного потребления к приносящему счастье путешествию, в котором мы создаем лучший мир для себя и окружающих.
Павел Дуров
4 декабря 2020
текст на английском языке: https://telegra.ph/Consume-Less-Create-More-Its-More-Fun-12-04