Продолжаем знакомить вас, уважаемые читатели, с приёмами и навыками которые помогают подготовиться к выступлениям.
04. Поддерживать диалог с аудиторией
Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога.
Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие?».
Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции.
Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае:
«Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим».
Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.
Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм – на уровне шестиклассников, а Джеб Буш – восьмиклассников. И в данном случае простота изложение – это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер.
05. Поддерживать визуальный контакт
Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом (или почти на каждом).
Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.
Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот.
06. Активно жестикулировать
В жестикуляции самым главным является «правило частоты» – любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто.
Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель – соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии.
Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста.
Считается, что примерно 80% времени на сцене или на переговорах ладони должны быть открыты, так как закрытые жесты свидетельствует или о неуверенности в себе, или о неправдивой информации.
07. Приемы управления аудиторией
Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание.
Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает – это ценнейшая информация для спикера.
Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.
Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи – начать говорить медленнее или тише.
Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст – лучшие средства от зрительской скуки.
В следующей части этой публикации эксперты PRESIUM расскажут о времени выступлений...
Более 100 полезных статей про дизайн, выступления, обучение и визуальные коммуникации читайте в нашем блоге