Исследование конкурентов с целью разработки своей собственной стратегии — один из важнейших аспектов в создании качественного маркетингового плана. При помощи конкурентного анализа можно выявить как сильные стороны, так и явные ошибки соперников, тем самым создав преимущества для своего бизнеса.
Цели и задачи
Основные задачи, которые ставятся перед конкурентным анализом:
- расчет доли рынка, принадлежащей конкурентам;
- выявление наиболее явных имеющихся и потенциальных соперников, составление статистических данных по их количеству;
- определение конкурентоспособности основных соперников на рынке (применяемые ими стратегии, качество товаров или услуг, сильные и слабые места);
- характеристика конкурентного преимущества и интенсивности;
Кроме того, процесс включает в себя элементы прогнозирования поведения соперников в рыночных условиях и продумывание возможной реакции на те или иные их действия.
Этапы конкурентного анализа
Основные шаги, которые входят в процесс аналитики конкурентов:
- Обзор общего состояния рынка, его внешних и внутренних факторов, экономики страны в целом, конкретной инфраструктуры — словом, всех условий, в которых развивается бизнес и которые на него влияют.
- Выявление конкурентов, их группирование по разным признакам — география, типы и особенности товаров, доля рынка.
- Сбор данных о соперниках из разных источников. Могут использоваться открытые данные о компании, экспертная аналитика, опросы покупателей, инсайдерские сведения.
- Изучение собранной информации, ее структурирование, составление аналитических таблиц, с которыми будет удобно работать.
- Подготовка документа — аналитического отчета — на основе одной из методик анализа, о которых расскажем далее.
На основе отчета уже создаются стратегии и планы по дальнейшему развитию бизнеса исходя из требований конкретной ситуации и рыночных условий в целом.
Методики анализа конкурентов
Рассмотрим несколько основных методов, при помощи которых сегодня анализируют конкурентов.
SWOT-анализ. Простой и наглядный способ, при помощи которого выделяются положительные и отрицательные стороны работы организации, а также выстраивается стратегия, в которой положительное будет максимизировано, а отрицательное минимизировано.
PEST-анализ. Может использоваться перед SWOT, чтобы выявить основные угрозы, исходящие от макросреды в сторону отраслевых предприятий. Метод применяют для составления долгосрочных планов, с расчетом на обновление раз в несколько лет.
Конкурентные силы Майкла Портера. Способ служит для определения внешних факторов, способных принести потенциальную угрозу бизнесу и подбора позиции, при которой компания сможете сама оказывать влияние на рынок.
SPACE-анализ. Рассматривает основным фактором успешности не что иное, как продукт, производимый компанией. Ориентирован на опережение конкурентов, активное рыночное поведение и захват доли сегмента рынка. На основе этого анализа разрабатывают либо агрессивную, либо консервативную, либо оборонительную стратегию.
Перечисленные методы относятся к профессиональным инструментом. Они достаточно трудоемки и затратны в плане времени. Поэтому, запуская новый бизнес, в первую очередь следует сосредоточиться на бизнес-плане, содержащем расчеты всех расходов и других финансовых параметров, а уже впоследствии приступать к конкурентному анализу, привлекая к этому процессу специалистов.