Найти тему
GeekBrains

Почему без UX-тестирования все-таки никак не обойтись

Если вы заходите в приложение и сразу понимаете, как добавить товар в корзину и как потом в эту корзину попасть, значит в разработке этого приложения участвовал UX-аналитик

UX-аналитика существует как раз для того, чтобы сайты и приложения были удобными и понятными. Специалисты по UX (от английского User Experience — «пользовательский опыт») изучают поведение пользователя и собирают данные для разработки диджитал-продуктов.

В этой статье GeekBrains собрал и опроверг основные заблуждения про UX-аналитику.

Миф №1. UX-аналитика — это необязательно

Есть мнение, что при создании диджитал-продукта можно обойтись и без анализа аудитории. Зачем тратить время, если и так все понятно — мы просто делаем продукт, который удобен нам самим.

На самом деле. Без четкого представления, для кого мы делаем продукт и каким его хотят видеть пользователи, ничего хорошего не выйдет.

Допустим, вы запускаете приложение по обработке фотографий. Вы в нем разобрались, вам все понятно, поэтому решили не проводить предварительный UX-анализ. Но в реальности людям может «не зайти» ваш интерфейс. Например, им не захочется искать, где поменять папку для сохранения обработанных фотографий. Итог простой — они выключают приложение, удаляют его и ставят одну звезду в Play Маркет или App Store.

После такой оценки вам все равно придется проводить тот же самый анализ аудитории. И не факт, что после внесенных правок пользователи захотят установить приложение повторно. Ваша репутация уже будет подпорчена.

С помощью UX-аналитики можно узнать, что не понравится пользователям в вашем продукте еще до запуска. Это поможет вам оперативно внести правки, реализовать классный продукт и не потерять доверие аудитории. А еще сэкономит время и деньги.

Если вы разрабатываете клавиатуру для приложения, то пользователи точно не захотят искать, где поменять раскладку
Если вы разрабатываете клавиатуру для приложения, то пользователи точно не захотят искать, где поменять раскладку

Миф №2. UX-аналитика — это чистая математика

В UX-аналитике нет места психологии. Только точные расчеты и кодинг, только хардкор.

На самом деле. Действительно, математика и программирование помогают автоматизировать какие-то вещи, поэтому в UX-аналитике без них не обойтись. Но не обойтись и без понимания психологии аудитории. Если вы не будете общаться с пользователями, то никакие вычисления не помогут сделать классный продукт.

Поэтому UX-аналитика не совсем техническая специальность. Конечно, вы должны уметь пользоваться различными техническими инструментами, знать математику и основы программирования. Но чтобы понять пользователя сайта и упростить его путь, нужны также знания по психологии, маркетингу и аналитике.

Кодинг поможет в UX-аналитике, но кроме него нужно знать психологию и маркетинг
Кодинг поможет в UX-аналитике, но кроме него нужно знать психологию и маркетинг

Миф №3. UX-аналитика — это дорого

Процесс UX-тестирования слишком дорогой. Для хорошего и грамотного анализа нужны недели на исследования, огромная лаборатория, миллион платных программ и куча людей в штате.

На самом деле. Раньше UX-тесты действительно могли длиться днями или неделями. Но сейчас в арсенале аналитиков есть много программ, которые облегчают работу. И не все они дорогие — есть и дешевые, и бесплатные аналоги.

Однако все они будут бесполезными, если вы не будете понимать, как анализировать и проводить UX-тесты. А с этим пониманием легко сделать прототип или провести интервью с пользователями даже на коленке с помощью блокнота и карандаша.

Кроме того, для проведения тестов не нужны толпы участников — для некоторых тестов хватит и пяти человек. Даже необязательно звать их на очную встречу — можно отправить ссылку на прототип и попросить дать обратную связь.

Вот так на бумаге можно рисовать прототипы приложения или мобильной версии сайта
Вот так на бумаге можно рисовать прототипы приложения или мобильной версии сайта

Миф №4. UX-аналитика — это просто этап в разработке продукта

Можно провести анализ один раз в начале проекта и больше никогда его не делать. Ведь мы уже поняли, что нравится пользователям, а значит, это им будет нравиться всегда.

На самом деле. Выявление проблем на раннем этапе сэкономит время и деньги и поможет сделать продукт классным. Но работа на этом не заканчивается.

На каждом этапе создания продукта и даже после его запуска можно узнать что-то новое о пользователях, найти новую целевую аудиторию или протестировать гипотезу еще раз с новыми вводными. Поэтому анализировать и улучшать продукт нужно постоянно.

Миф №5. UX-дизайнер = UX-аналитик

Это 2 разных специалиста, которые ответственны за разные задачи UX-аналитика дает рекомендации по созданию красивого и удобного продукта. Этим как раз занимается UX-дизайнер.

На самом деле. Эти два понятия схожи, но UX-аналитика не только про дизайн. Можно сказать, что UX-дизайн — это подраздел UX-аналитики.

Благодаря UX-аналитике можно понять, как грамотно и правильно расположить элементы будущего сайта на прототипе, чтобы пользователю было комфортно и понятно. А уже UX-дизайнер создает красивый интерфейс с помощью визуального оформления — цветовых решений, фонов, кнопок, шрифтов.

Дизайнер и UX-аналитик могут работать вместе. Например, создавать красивый и понятный пользователю сайт
Дизайнер и UX-аналитик могут работать вместе. Например, создавать красивый и понятный пользователю сайт

Миф №6. UX-аналитика — это не востребовано

Никому не нужен UX-аналитик, а его обязанности может выполнить любой специалист.

На самом деле: без UX-аналитики продукт будет бесполезным и им никто не будет пользоваться. Но и обязанности UX-аналитика не получится поручить IT-специалисту, маркетологу или психологу. Да, UX-аналитика стоит на стыке этих профессий, но без знаний определенных инструментов и методов не получится хороший и правильный UX-анализ. Тогда есть ли смысл вообще его проводить?

Для UX-анализа нужен узконаправленный специалист. Хорошие новости — обучиться специальности UX-аналитика может каждый.

Если вы:

  • любите наблюдать за людьми и их поведением;
  • понимаете, что продукт создается для пользователя, а не для того, чтобы просто потратить деньги;
  • готовы тестировать гипотезы, ошибаться и опять тестировать;
  • хотите развиваться и узнавать что-то новое,

то зарегистрируйтесь на бесплатный вебинар по UX-аналитике от GeekBrains. Вебинар пройдет 23 декабря в 20:00 по Москве. На нем вы подробнее узнаете, кто такой UX-аналитик и какие навыки нужны, чтобы стать востребованным специалистом. Также мы поговорим о различиях между UX-дизайнером, UX-исследователем и веб-аналитиком и о процессах создания IT-продукта.

Листайте вниз, чтобы записаться на вебинар.

По этой ссылке вы можете зарегистрироваться на курс по UX-аналитике со скидкой 50%. Курс стартует 14 января.