Если вы заходите в приложение и сразу понимаете, как добавить товар в корзину и как потом в эту корзину попасть, значит в разработке этого приложения участвовал UX-аналитик
UX-аналитика существует как раз для того, чтобы сайты и приложения были удобными и понятными. Специалисты по UX (от английского User Experience — «пользовательский опыт») изучают поведение пользователя и собирают данные для разработки диджитал-продуктов.
В этой статье GeekBrains собрал и опроверг основные заблуждения про UX-аналитику.
Миф №1. UX-аналитика — это необязательно
Есть мнение, что при создании диджитал-продукта можно обойтись и без анализа аудитории. Зачем тратить время, если и так все понятно — мы просто делаем продукт, который удобен нам самим.
На самом деле. Без четкого представления, для кого мы делаем продукт и каким его хотят видеть пользователи, ничего хорошего не выйдет.
Допустим, вы запускаете приложение по обработке фотографий. Вы в нем разобрались, вам все понятно, поэтому решили не проводить предварительный UX-анализ. Но в реальности людям может «не зайти» ваш интерфейс. Например, им не захочется искать, где поменять папку для сохранения обработанных фотографий. Итог простой — они выключают приложение, удаляют его и ставят одну звезду в Play Маркет или App Store.
После такой оценки вам все равно придется проводить тот же самый анализ аудитории. И не факт, что после внесенных правок пользователи захотят установить приложение повторно. Ваша репутация уже будет подпорчена.
С помощью UX-аналитики можно узнать, что не понравится пользователям в вашем продукте еще до запуска. Это поможет вам оперативно внести правки, реализовать классный продукт и не потерять доверие аудитории. А еще сэкономит время и деньги.
Миф №2. UX-аналитика — это чистая математика
В UX-аналитике нет места психологии. Только точные расчеты и кодинг, только хардкор.
На самом деле. Действительно, математика и программирование помогают автоматизировать какие-то вещи, поэтому в UX-аналитике без них не обойтись. Но не обойтись и без понимания психологии аудитории. Если вы не будете общаться с пользователями, то никакие вычисления не помогут сделать классный продукт.
Поэтому UX-аналитика не совсем техническая специальность. Конечно, вы должны уметь пользоваться различными техническими инструментами, знать математику и основы программирования. Но чтобы понять пользователя сайта и упростить его путь, нужны также знания по психологии, маркетингу и аналитике.
Миф №3. UX-аналитика — это дорого
Процесс UX-тестирования слишком дорогой. Для хорошего и грамотного анализа нужны недели на исследования, огромная лаборатория, миллион платных программ и куча людей в штате.
На самом деле. Раньше UX-тесты действительно могли длиться днями или неделями. Но сейчас в арсенале аналитиков есть много программ, которые облегчают работу. И не все они дорогие — есть и дешевые, и бесплатные аналоги.
Однако все они будут бесполезными, если вы не будете понимать, как анализировать и проводить UX-тесты. А с этим пониманием легко сделать прототип или провести интервью с пользователями даже на коленке с помощью блокнота и карандаша.
Кроме того, для проведения тестов не нужны толпы участников — для некоторых тестов хватит и пяти человек. Даже необязательно звать их на очную встречу — можно отправить ссылку на прототип и попросить дать обратную связь.
Миф №4. UX-аналитика — это просто этап в разработке продукта
Можно провести анализ один раз в начале проекта и больше никогда его не делать. Ведь мы уже поняли, что нравится пользователям, а значит, это им будет нравиться всегда.
На самом деле. Выявление проблем на раннем этапе сэкономит время и деньги и поможет сделать продукт классным. Но работа на этом не заканчивается.
На каждом этапе создания продукта и даже после его запуска можно узнать что-то новое о пользователях, найти новую целевую аудиторию или протестировать гипотезу еще раз с новыми вводными. Поэтому анализировать и улучшать продукт нужно постоянно.
Миф №5. UX-дизайнер = UX-аналитик
Это 2 разных специалиста, которые ответственны за разные задачи UX-аналитика дает рекомендации по созданию красивого и удобного продукта. Этим как раз занимается UX-дизайнер.
На самом деле. Эти два понятия схожи, но UX-аналитика не только про дизайн. Можно сказать, что UX-дизайн — это подраздел UX-аналитики.
Благодаря UX-аналитике можно понять, как грамотно и правильно расположить элементы будущего сайта на прототипе, чтобы пользователю было комфортно и понятно. А уже UX-дизайнер создает красивый интерфейс с помощью визуального оформления — цветовых решений, фонов, кнопок, шрифтов.
Миф №6. UX-аналитика — это не востребовано
Никому не нужен UX-аналитик, а его обязанности может выполнить любой специалист.
На самом деле: без UX-аналитики продукт будет бесполезным и им никто не будет пользоваться. Но и обязанности UX-аналитика не получится поручить IT-специалисту, маркетологу или психологу. Да, UX-аналитика стоит на стыке этих профессий, но без знаний определенных инструментов и методов не получится хороший и правильный UX-анализ. Тогда есть ли смысл вообще его проводить?
Для UX-анализа нужен узконаправленный специалист. Хорошие новости — обучиться специальности UX-аналитика может каждый.
Если вы:
- любите наблюдать за людьми и их поведением;
- понимаете, что продукт создается для пользователя, а не для того, чтобы просто потратить деньги;
- готовы тестировать гипотезы, ошибаться и опять тестировать;
- хотите развиваться и узнавать что-то новое,
то зарегистрируйтесь на бесплатный вебинар по UX-аналитике от GeekBrains. Вебинар пройдет 23 декабря в 20:00 по Москве. На нем вы подробнее узнаете, кто такой UX-аналитик и какие навыки нужны, чтобы стать востребованным специалистом. Также мы поговорим о различиях между UX-дизайнером, UX-исследователем и веб-аналитиком и о процессах создания IT-продукта.
Листайте вниз, чтобы записаться на вебинар.
По этой ссылке вы можете зарегистрироваться на курс по UX-аналитике со скидкой 50%. Курс стартует 14 января.