Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

«Говорит за неё Талызина, поёт Пугачёва, а премия у Брыльской?»

У главного героя картины «Ирония судьбы, или с Легким паром» Жени Лукашина был реальный собрат по несчастью. Оказывается, однажды, подшутив довольно зло, Никита Богословский в канун Нового года отправил своего подвыпившего товарища в Киев с 15 копейками в кармане. Правда, на поезде, договорившись с проводницей. Что стало с внезапно оказавшемся в столице Украины че­ловеком, никто уже не знает. Но в актерской среде этот случай оброс такими смешными подробностями, что Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский решили сотворить из него пьесу и сценарий.

Однако утвердить картину начальники не спешили. Ведь в советские годы за­прещалась пропаганда пьянства и раз­врата. А сценарий именно таковым и признали. Госкино дало отказ. И тогда Рязанов решил обратиться на Гостеле-радио. А так как эти две организации сильно соперничали, то, узнав, что режиссеру отказали в постановке в Гос­кино, телевидение дало добро.

На роль главного героя просился уже известный в то время Андрей Ми­ронов. Он примерял очки в толстой роговой оправе, отращивал волосы для нелепой прически, старательно сутулился на пробах, но вызывал у Эльдара Александровича только улыбку. Режиссер искренне считал: никто в стране не поверит, что этот баловень судьбы не пользуется успехом у слабого пола.

А. Миронов и О. Басилашвили на пробах
А. Миронов и О. Басилашвили на пробах

И тогда кто-то посоветовал Рязанову молодого и малоизвестного Андрея Мягкова. Рязанов всплеснул руками: вот он, его Женя Лукашин, интеллигентный, скромный, обаятельный!

С главной женской ролью была целая история: Гурченко, Немоляева, Шуранова, Талызина... Ассистент режиссер увидел Барбару Брыльску в кинофильме «Анатомия любви» и сразу выслал актрисе сценарий. Многим такое решение казалось по меньшей мере странным. «Неужели нельзя найти актрису у нас в стране?» – недоумевали киношные начальники. Но Эльдар Александрович уже никого не слушал: актриса найдена, пора за работу! Тем более что Брыльской сце­нарий понравился.

В этой польской красавице было все прекрасно: фигура, лицо, волосы, но только не голос. Низкий и прокуренный, с сильным ак­центом. Какая же это учительница рус­ского?

Озвучивать блондинку позвали Ва­лентину Талызину, которая получила роль одной из подруг. А пела за Брыльску Алла Пугачева. О маленьком обмане долгое время никто не знал, тем более что указать голоса главной героини в титрах попросту забыли. На Барбару Талызина обиделась: «Говорю за Брыльску я, поет Пугачева, почему госпремия у нее?»– возму­щалась потом актриса. Кстати, Андрей Мягков тоже поет в фильме «чужим голосом» – его озвучивал Сергей Ни­китин.

Б. Брыльска
Б. Брыльска

А вот на роль Ипполита изначально утвердили Олега Басилашвили. Он уже сыграл в нескольких сценах, и его же фотографию сняли вылетающей из окна и поднятой потом Надей из сугроба, но актер не смог про­должать работу. И эту роль передали Юрию Яковлеву, который сыграл своего персонажа с блеском. Он даже сочинил несколько фраз, которые потом прочно вошли в историю. Например, откушав мосфильмовской киноеды – той самой заливной рыбы, которая красиво смо­трелась – он не удержался от коммен­тария: «Какая гадость эта ваша заливная рыба...»

Зимнюю сказку для взрослых на самом деле снимали весной. И, как назло, в тот год не было снега. Поэтомупришлось все улицы, попадавшие в кадр, посыпать гранулами пенопласта. А у дверей подъезда Рязанов установил громадные ветродуи, которые гоняли псевдоснег. Говорят, жители дома, где шли съемки, долго не могли простить группе этого трюка: еще несколько месяцев они выгребали кусочки пено­пласта из своих квартир.

Или еще один казус. Сцена, когда герои Мягкова, Ширвиндта, Белявского и Буркова напиваются в бане, и в реальности закончилась попойкой. Ведь эпизод снимали совсем не в Сандуновских банях, как думали многие кинозрители, а в продуваемых всеми ветрами павильонах «Мос­фильма». Чтобы не околеть от холода, актеры решили слегка «согреться». Рюмка за рюмкой, пока реально не набрались.

В эпизоде в бане было реальное пиво... и не только
В эпизоде в бане было реальное пиво... и не только

Съёмку сердитый Рязанов перенес на следующий день, когда герои будут более адекватны.Утром все были в норме и с большим старанием отыграли эпизод по новой. Однако, по иронии судьбы, самыми удачными оказались кадры, снятые накануне. Так и вошла в фильм реальная гулянка.

Редакторы громили фильм как безнравственный и порочащий советского человека. Были опасения, что картина ляжет на полку. Но 1 января 1976 года фильм увидела вся страна. По оценкам, первый показ фильма по Центральному телевидению собрал у экранов 100-миллионную ау­диторию. Эффект был невероятный. За следующую пару лет «Иронию судьбы» посмотрели 250 миллионов человек – все население СССР.

В чем секрет феноменальной попу­лярности фильма? Эльдар Рязанов так ответил на этот вопрос в одном из своих интервью: «В жажде счастья. Каждый че­ловек хочет быть счастливым. Каждый надеется. Если это мужчина, то он ждет, что в жизни у него появится принцесса вроде той, которую играет Барбара Брыльска. Женщина думает, что к ней спустится с облаков такой принц, каким был тогда Андрей Мягков».