В 1823 году индейцы арикара разбили охотничью экспедицию капитана Эндрю Генри (Домналл Глисон). Жизни оставшихся в живых Генри вручил следопыту Хью Глассу (Леонардо Ди Каприо). Тот принял решение оставить лодку, на которой удалось уйти от аборигенов, и возвращаться в форт по суше. В один из привалов Гласс отходит от лагеря и натыкается в лесной чаще на медведицу-гризли. Поединок со зверем заканчивается в пользу человека. Тяжело раненного, его тащат на носилках, пока всё тот же Генри (на редкость посредственный руководитель) не спасает его от расправы Джона Фитцджеральда (Том Харди), уставшего тянуть тело Гласса по вертикальному склону. Раненного траппера оставляют в компании молодого Джима Бриджера (Уилл Поултер), Фитцджеральда и Хоука, сына-полукровки Гласса — трёх добровольцев, вызвавшихся «досмотреть» и похоронить Хью.
«Выживший» — survival-драма с мощным историческо-героическим движком. Хью Гласс действительно попал в 1823 году под ливень индейских стрел, потом спасся, потом оказался в лапах разъярённого зверя, снова спасся и покрыл 300 километров сурового ландшафта, по большей части ползком.
Грандиозную историю преодоления окрылённый «Бёрдмэном» Алехандро Гонсалес Иньярриту решил делать по пути наибольшего сопротивления. Проснувшийся в мексиканце посконный реалист требовал заморозки съёмочной группы и звезды фильма в канадской тайге. Самый эффективный способ пробыть там подольше — упереться в съёмки эпизодов в хронологическом порядке — и только при естественном освещении. Отведённых на съёмки девяти месяцев не хватило, управились за одиннадцать. Бюджет к этому времени увеличился более чем вдвое. На кону теперь было не 60, а 135 миллионов долларов. Похоже на хронику прекрасных провалов, кои в прошлом веке хоронили студии и карьеры больших режиссёров, а потом всплывали в истории кино, как памятники самоотверженному авторскому голосу.
Такой счёт за историю одного человека, то ползущего по снегу, то барахтающегося в речных уступах, кажется чрезмерным. Акцент на сложности, с которыми столкнулась съёмочная группа, в какой-то момент покрыл все остальные аспекты творческого процесса и стал носить едва ли не извинительный характер. Даже Ди Каприо рассказал пронзительную историю про самый сложный в карьере съёмочный процесс, гипотермию и чьи-то съеденные внутренности.
Перейдя по другую сторону 100-миллионных бюджетов, Иньярриту, сам того, может быть, не желая, передвинул своё кино в ту нишу, где схватка с медведем важнее всех изысков великого оператора Эммануэля Любецки. Туда, где универсальная история преодоления и мести ценнее поисков бога. Стоящий, как «Гладиатор», фильм сделан руками и мозгами человека из авторской лиги. Извиняет его лишь то, что в «Выжившем» он, совершенно точно, не собирался продавать продюсерам душу. Просто отправившись с бородатым Лео на поиски Бога, Иньярриту не нашёл его. Он точно где-то там. Иньярриту бродит по горячечным снам Хью Гласса. Любецки регулярно предлагает поискать в верхушках исполинских деревьев.
Картинка в «Выжившем» выше всяких похвал. Любецки отрабатывает звание лучшего оператора современности с лёгкостью на грани с пижонством. Леонардо Ди Каприо со своей стороны делает не меньше, отдаваясь гиперреализму, доведённому до body-хоррора.
Иньярриту же откровенно уходит в тень этих двух титанов. Ему, по сути, ничего и не остаётся, кроме как провозгласить примат физического над духовным и ограничиться банальным «Возмездие — в руках создателя». Но это ветхозаветный бог или даже языческий. Он — на кончике ружья, другого важного для сюжета символа. А там очень мало места.
#кино #рецензия #выживший #леонардо ди каприо