Думаю, этот вопрос сильно мучает всех рациональных и глубоко практичных людей. «Вот машина – средство передвижения, вилла – недвижимость. И вот они могут стоить миллионы и миллиарды, а картины то почему?».Все мы понимаем, что затраты на краски и холст не составляют даже половины стоимости произведения искусства (по крайней мере, стоящего дорого).
И вот тут начинается веселье, в попытках себе что-то объяснить и расставить всё по полочкам мы говорим об особой технике письма, о продолжительности работы автора и необычности сюжета. Однако все это разбивает об один простой факт – индустрия искусства не прощает подделок. Какой-нибудь современный художник, запершись в своей мастерской потратит годы на то, чтобы научиться рисовать как Айвазовский. И этот самый художник начнет поставлять недобросовестным дилерам подделки. Те с легкостью будут уходить с молотка за сотни тысяч долларов, а потом все вскроется. И картины этого художника не изменятся ни на йоту, но его искусство обесценится минимум в 100 раз.
Ладно, может дело в том, что Айвазовский был первым и плагиат – это некрасиво?
Нет, здесь нас тоже ждет неудача. Сколько стоит «Черный квадрат» Малевича? Ну, в последний раз картина была продана за 74 млн. Проблема лишь в том, что новаторства в «сюжете» как такового и нет. Первый «черный квадрат» был нарисован Робертом Фладдом и именовался «Великой тьмой». К сожалению, точной её стоимости мне найти не удалось, но стоит она явно меньше произведения Малевича.
То есть дело не в том, чтобы быть первым. В чём же тогда?
В бренде художника. Есть бренд Да Винчи, есть бренд Кандинского. Разные по величине и стоят по-разному. Всё в искусстве находится строго под контролем, дилеры и галереи продвигают новые имена или обращают внимание на старые. Цена формируется искусственно. А на популярность художника может повлиять вообще случайность.
Как с тем самым Леонардо Да Винчи. В начале 20 века Леонардо не часто ставили в ряд с «титанами Эпохи Возрождения» - Тицианом и Рафаэлем. Они оценивались на тот момент раз в 10 дороже Да Винчи. Однако в 1911 случился скандал – «Джоконду» украли из Лувра. И с этим разбирались так долго, мучительно и громко, что весь мир запомнил имя Леонардо и название его «главной» картины.
Умолять талант великих художников я не собираюсь и оправдывать плагиат тоже. Однако порой и гении продают портреты на улице за 1000 рублей. Будьте лояльнее и обращайте внимание не только на имя художника, но и на свой вкус и интуицию.