Без всяких сомнений опера «Кармен» является одной из самых ярких опер середины 19-го века. Именно в это время по всей Европе прокатилась волна революционных настроений и всё больший смысл, и большее значение принимал образ реализма. Этот реализм замечался в литературе, живописи, архитектуре и конечно, в музыке. Опера «Кармен» является одним из примеров сурового реализма в музыке, возможно, именно поэтому было очень трудно представить её в виде фаворита для любителей оперы, которые далеко не привыкли видеть на большой сцены оперу любви цыганки и капрала. То, что кажется таким обличительным, очевидным и действительно терзающим не могла понравиться публике аристократии. Опера была принята довольно холодно… «Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни.» Подобные рецензии на премьеру оперу не стали редкость, публика не понимала и решительно отказывалась принимать то, что было настроено либерально.
Опера полна невероятно контрастных линий и контрастных персонажей. Сам испанский колорит на фоно ещё больше раскрывает страстность и энергию оперы. Драматургия оперы основана на тематике свободной любви, и лично я вижу здесь сопротивление двух сторон, а именно жизнь порядочного капрала, у которого есть прекрасная будущая жена, выражающая ему очевидные знаки любви и внимания, и абсолютная противоположность в лице контрабандистов и женщин легкого поведения, позволяющие себе самые откровенные поступки. Молодой капрал, не зная всей хитрости и опасности свободного мира, той либерталии, к которой он совершенно не привык, невольно становится заложником страсти поглотившей его и проигрыва
Музыка воплотила замысел либреттистов с точным чувством меры; эта музыка сочетала чувствительность, пыл и сильный аромат испанского фольклора, отчасти подлинного и отчасти сочиненного, и должна была доставить наслаждение даже враждебному вкусу. Но этого не случилось. Тем не менее, несмотря на провал, «Кармен» выдержала в год премьеры сорок пять представлений. Это был настоящий рекорд, которому безусловно способствовало любопытство, желание увидеть в своем роде «скандальный» спектакль. После тридцать пятого представления прибавилось также потрясение, вызванное смертью еще молодого автора, убитого, как говорили, незаслуженной неудачей. Первые признаки действительного одобрения оперы появились после венской постановки в октябре того же года (разговорные диалоги были заменены в ней речитативами), привлекшей внимание и получившей одобрение таких мастеров, как Брамс и Вагнер.
Трагедия происходит на фоне корриды, средь бела дня, где смерти негде спрятаться. Пение героини — экзотическое, необычайное,
непринужденное, как рассказ о далеком путешествии,— сочетается с самыми чистыми и восторженными хоровыми страницами, какие когда-либо были написаны. Затем в лицо самодовольному зрителю бросается вызов, впервые в европейской музыке раздается веристский сигнал тревоги: нечто, что плохо вяжется с хорошими манерами примы.
Вокальная часть оперы поражает своей изысканностью и страстью, когда я смотрел современную постановку оперы, я не мог оторвать своё внимание, настолько это захватывает слух и эмоции, что этому даже невозможно сопротивляться. Опера поражает своим изяществом и невероятной атмосферой Севильи. Пылкий испанский темперамент становится совершенно очевидным (лично для меня) в хоровых сценах и в танцах, которые наряду с вокалом создают нечто невообразимое. Бизе, впрочем, отлично знал, каково подлинное достоинство музыки, о чем мы можем прочитать в его статье, опубликованной в 1867 году в «Ревю националь и этранжер». Защищая искренность в искусстве, он писал так: «Для меня существуют только два вида музыки: хорошая и плохая... Заставьте меня смеяться или плакать; изобразите мне любовь, ненависть, фанатизм, преступление: очаруйте меня, ослепите, приведите в восторг, и я, конечно, не нанесу вам глупого оскорбления наклеиванием на вас ярлычка, как на какое- нибудь жесткокрылое насекомое».
Одно из самых выдающихся произведений мировой оперной классики. После скандальной премьеры, закончившейся провалом, уже осенью того же года венская премьера (для которой вместо разговорных диалогов Гиро написал речитативы) прошла с большим успехом, который не суждено было увидеть композитору. В последнее время ряд театров возвращается к «разговорной» версии. Русская премьера состоялась в 1885 . «Кармен» имеет беспрецедентную популярность вот уже более 100 лет Если сравнивать оперу «Кармен» с операми Верди, то можно найти некоторые сходства. Самые заметные сходства опер это их контрастность на общем фоне, особенно в финале. В опере «Кармен» мы видим очевидный контраст происходящего на сцене. Хозе убивает Кармен во время городского праздника, подобные моменты есть и у Верди, а именно смерть Аиды и Радамеса происходит на фоне хора «Слвава Египту», в «Риголетто» есть подобная сцена рядом с трактиром. Примеров сходства действительно много и многие из них вполне очевидны.