(Ronin, 1998, США)
Давно ли вы видели Роберта Де Ниро, бегающего с гранатомётом или пулемётом в мозолистых руках? Особенно если в комплекте к нему прилагаются Жан Рено, боевая экскурсия по живописному маршруту Париж - Ницца - Ла Тюрби - Арль - Париж и пара лютых дорожных автопобоищ? В которых, согласно местной статистике, было разбито аж восемь десятков "тачек"?
Давненько было дело, согласен - ещё в благословенные 90-е. И, разумеется, кино с такими ништяками уже никак не могло стать хреновым. Тем более, что снимал его многоопытный Джон Франкенхаймер, ныне покойный ("Маньчжурский кандидат", "Французский связной 2", "Азартные игры").
И вправду, картина получилась не просто отличной и как боевик, и как авантюрный триллер. Помимо этого она излучает почти магическое обаяние, которого лишены многие, даже известные боевики 90-х и другие ленты Франкенхаймера в частности.
И всё это отполировано настолько "приставучим" саундтреком, что заглавная музыкальная тема начинает звучать у меня в голове, стоит лишь вспомнить о "Ронине". А вспоминал я о нём и пересматривал его уже столько раз, что и не сосчитать.
Несмотря на специфичное название и эпиграф к фильму, никакого отношения к Японии он не имеет. И тем не менее его героев тоже можно назвать современными ронинами - самураями, оставшимися без своего господина. Все они бывшие агенты спецслужб, уволенные или беглые, а также отступники из экстремистских организаций. И всех их в качестве наёмников собрал в Париже неведомый работодатель, готовый заплатить за их услуги... ну, тут они ещё поторгуются.
Что за услуги? А сами как думаете?
Грядущая работёнка наёмников казалась простой лишь на словах: отобрать у Плохих Русских в Ницце толстенький чемоданчик. Что в нём, гоп-стопщикам знать не положено, но стерегут его как зеницу ока и перевозят под нехилой вооружённой охраной. С которой и было решено разбираться "по-пацански" именно в дороге, а не где-то ещё
Этому и посвящена первая половина картины. А вторая... да вы и сами, небось, догадаетесь. Разумеется, когда герои боевиков изобретают большой рискованный план, всё у них в итоге идёт не по плану. После чего начинается крутой расхлёб проблем с продолжением банкета стрельбы и погонь с повышенной урожайностью трупов.
Что ни говори, а в те годы Рено и Де Ниро пребывали ещё в завидной физической форме. И если посмотреть на их карьеры дальше, то "Ронин", выходит, был тем переломным фильмом-рубежом, за которым эти двое превратились в солидных, не прыгучих дяденек предпенсионного возраста. А ныне - уже и в полноценных аксакалов, пусть по-прежнему и энергичных.
В "Ронине" же оба отрываются буквально как в последний раз: расстреливают патроны ящиками из всех стволов, взрывают из гранатомётов машины, дербанят эти машины друг о друга, жгут их, сбрасывают с эстакад и надругаются над ними иными луддитскими способами. Затем выковыривают из себя вражеские пули - и всё по новой! Про банальный мордобой и не говорю, им здесь развлекаются чуть ли не между делом и шутки ради.
И как только во всём этом бедламе не забыли про лирическую линию, тоже оказавшуюся на удивление уместной!
***
В общем, бесспорно, один из лучших "классических" боевиков не только в карьере Де Ниро и Рено, но и во всём кинематографе конца 20 века. С долгими и крутыми автопогонями, которые, как и погони из "Детектива Буллитта", "Французского связного" и "Исчезающей точки", тоже вошли в режиссёрские учебники. Отчего вдвойне изумляет тот факт, что "Ронин" с треском провалился в мировом прокате, даже не отбив свой 55-миллионный бюджет.
Впрочем, это не помешало ему вписать себя в почётный список Легенд 90-х, откуда его теперь никто и никогда не вычеркнет.