Как же заговорить на английском? Обширный вопрос на который написано тысячи статей и столько же снято видео. Сразу забегу вперед, что точного ответа нет, поскольку все зависит от нужд студента, сроков, его способностей, возможностей, мотивации, темперамента. Сам по себе я интроверт и попробую описать ситуацию со своей колокольни. Как работать над своей речью, какие есть варианты и какие из них предпочтительней.
Говорение – для многих это главная цель изучения языка, и многие люди ставят его в приоритете над другими навыками (слушания, чтения, письма), однако забывая, что овладение этим навыком самая сложная задача. Все дело в том, что говорение – это многосоставной навык, вы не можете начать говорить, если вы не владеете самим языком. Или же не знаете о чем говорить, и даже ваша зажатость может серьезно понижать вашу способность строить красивые предложения и быть понятым. « Мне разговорный язык, а грамматику не надо» - это притча во языцех у репетиторов. Что именно заказчик понимает под «разговорный английский» не знает никто, даже сам клиент. Попробуем разобраться о том, как можно говорить и как этого достичь. Я глубоко убежден, что на каждом уровне владения языка работают свои принципы. Итак приступим к разбору:
Самое начало:
Если вы не учили английский в школе то, качаем приложение, например duolingo, и доводим свой уровень до элементарного
Начальный уровень:
Если вы только в начале пути, то вы наверняка чувствуете себя запутавшимся, вокруг столько методик,приложений, курсов, что же выбрать и с чего начать. Попробую осветить это вопрос с точки зрения говорения.
Метод Драгункина (и похожие)
Пожалуй самый быстрый способ заговорить на английском, секрет его «успеха» в том, что мы максимально срезаем углы, используем русскую транскрипцию, говорим с максимально русским акцентом, строим предложения по русской кальке.
Плюсы:
Через пару месяцев мы сможем объясняться на ресепшене отеля и говорить с людьми из сферы услуг, которые обязаны нас слушать.
Минусы: за такую скорость обучения нам придется заплатить большую цену, нас будут очень плохо понимать, и главное, если мы захотим улучшить свой английский, нам придется долго переучиваться.
Итого: Если вас устраивает самый минимум владения языка, которого будет достаточно для посещения страны в туристических целях, то возможно это ваш вариант.
Метод Петрова
В основе метода Петрова лежит старый, добрый грамматико-переводной метод. Суть его том, что мы ставим грамматику во главу угла, и пытаемся дословно перевести английское предложение на русский язык, учитель говорит вам фразу на русском – вы говорите на английском. Можно взять хорошо известный в советское время учебник Н.А.Бонк и заниматься самостоятельно.
Плюсы: При соответствующем объеме словарного запаса, мы сможем относительно быстро начать говорить на любые темы.
Минусы: Говорить в такой манере очень сложно, сначала нам нужно вспомнить грамматическое правило, потом слово в слово переводить с русского на английский, при такой ментальной гимнастике ни о какой беглости речи и говорить не приходится. Данный способ может надолго привить ненависть к английскому.
Мучения Епифанцева:
Итого: Если вы редко разговариваете на английском и ваша конечная цель именно средний уровень, то вполне вам может подойти данный метод, или, если вы учитесь на переводчика.
Натуральный метод
В этом методе мы практически полностью пренебрегаем нашими разговорными навыками и делаем ставку на развитие Listening и Reading, что на мой взгляд логично, очень сложно говорить на языке, который для тебя пока совсем чужой. Впрочем мы можем поработать над различными аспектами, которые также важны для speaking, это произношение и заучивание популярных фраз.
Плюсы: наш подход довольно натурален, в том смысле, что нам не придется потом переучиваться. Мы можем заниматься самостоятельно, слушая подкасты и читая тексты своего уровня, благо материалов предостаточно, выписываем встречающиеся незнакомые слова и фразы в словарик или в специальное приложение, и заучиваем их, незнакомые грамматические конструкции смотрим в справочнике. Мы не утруждаем себя мучительными разговорами от которых закипает мозг у новичков.
Минусы: мы не развиваем свою речь, которая возможно вам нужна здесь и сейчас, экстравертам возможно такой метод покажется скучным.
Итого: хороший метод, если вы настроены изучать английский долго и основательно и в итоге выйти на приличный уровень.
Средний уровень:
Для многих это уровень ассоциируется с фразой, «как собака, все понимаю, а сказать не могу», и вопрос развития речи встает как никогда остро.
Репетитор, онлайн школа или работа в группе
Занимаются репетиторы по коммуникативной методике, работая по оксфордскому учебнику, где равномерно развиваются все четыре навыка (speaking, listening, reading и немного writing), а также аспекты языка, такие как грамматика, произношение, словарный запас. В своем роде солянка из других методов.
Плюсы: Вы наконец-то сможете использовать свои знания в деле и заговорить
Минусы:
1) Тут я остановлюсь поподробней, утверждение чтобы «научиться говорить – нужно говорить» далеко от истины. Когда вы плохо знаете язык и пытаетесь на нем говорить, вы неизбежно делаете ошибки, эти ошибки закрепляются и в итоге крайне негативно сказываются на вашей речи. Вы, наверное, много раз слышали, что ошибки это неизбежная часть учебного процесса, с одной стороны это так, но с другой, если вы пренебрежительно будете относится к чистоте своей речи, то вы научитесь языку гастарбайтеров, и потом вам будет очень сложно это исправить. Я до сих пор помню свои ошибки, закрепившие еще со школы : I’m agree, I have never been in, ошибки в произношении: I said, of, most. Чтобы избавится от них, мне приходилось в течение месяца повторять как попугай правильные варианты, настолько глубоко эти ошибки засели. Если вы думаете, что репетитор будет вас поправлять, то вы глубоко заблуждаетесь. Он будет поправлять только самые базовые ошибки, или те, которые препятствуют пониманию смысла предложения. Все дело в том, что исправлять ошибки очень тяжело по нескольким причинам:
- Учителям банально не хватает квалификации, чужие ошибки просто не режут им слух как носителям языка
- Если они укажут ошибку, то надо будет сказать правильный ответ, а чтобы его сказать, надо подумать, а это сложно и лениво.
- Указывать на чужие ошибки психологически некомфортно и это демотивирует изучающего язык, особенно если указывают на ошибки слишком часто
На ваш вопрос "а почему вы меня не исправляете?", у учителей заготовлен дежурный ответ, - мы работаем над беглостью речи и на данном этапе это не нужно. Справедливости ради, над чистотой речи учителя тоже работают, но это обычно занимает очень мало времени и поэтому не приводит к значимым результатам. Да и зачем, когда можно плыть по течению и строго идти по учебнику. Соблюдение баланса чистоты речи и беглостью ( Fluency vs accuracy)является известной проблемой, если вы хотите прочитать про это подробней, вот взгляд со стороны учителя https://skyteach.ru/2018/01/31/kak-nauchit-soblyudat-balans-mezhdu-skorostyu-i-pravilnostyu-rechi/
2) Темы выбираются те, которые есть в учебнике. Вам возможно будет не интересно слушать глупые истории про селебрити и более того высказываться свое мнение на этот счет. На данном уровне вам возможно будет тяжело поддерживать осмысленный диалог с учителем, мозг просто перегружается от количества различных задач:
- А что сказать по теме, я никогда про это не говорил, я не знаю что сказать
- А как эту мысль сказать на английском
- А какое время надо использовать
- А какой тут предлог
В итоге мысль приходится сильно упрощать, вы делаете много ошибок, и довольно глупо себя чувствуете. Это то, как чувствовал себя я, у вас возможно нет такой проблемы.
Лексический подход
Мы все еще говорение задвигаем в дальний ящик. Просмотр фильмов, ютуба, чтение книг, статьей занимает большую часть нашего времени. Идея все таже, мы не можем хорошо говорить на языке, которого не знаем, обильное чтение и слушание разовьет у нас чувство языка, и в дальнейшем мы сможем интуитивно понимать, правильно мы говорим или нет.
В качестве практики говорения мы делаем важные подготовительные шаги, повторяем за диктором (техника называется shadowing), учим фразы и отдельные фрагменты речи (chunks):
- Устойчивые фразы ( идиомы, фразовые глаголы, разговорные фразы)
- Коллокации – лексически правильные словосочетания. Правильно make a mistake, а не do a mistake
- Филлеры (kind of, you know, like, well), хотя их можно не учить, эти слова паразиты сами прилипнут. Они нужны нам, чтобы заполнить паузы когда мы думаем что сказать.
- Грамматические структуры, фрагменты ( I have been to, How long have you been, If I were, If I had known) Составляем из фрагментов предложения, и заучиваем те, которые хотим в дальнейшем использовать. Берем за основу хороший учебник, рекомендую Betsy Azar , и на сленге учителей, дриллим.
- Коннекторы, therefore, for instance, in my experience
Плюсы: Мы приятно проводим время смотря любимые фильмы и ютубчик, совмещаем приятное с полезным
Минусы: Обучение занимает очень много времени, а мы до сих та самая собака, которая все понимает.
Высокий уровень:
Уроки или общение с носителями
Чтобы произошел качественный скачок, общаться нужно много, если есть возможность, то безусловно это будет лучший способ развить ваши навыки.
Самостоятельная работа
Активная работа, принесет наибольший результат, однако надо отдавать себе отчет, что это тяжело и делать это на постоянной основе весьма лениво.
- Разговаривать с собой, строить монологи, взять за основу темы которые вам интересны или из ielts, например «где лучше жить в городе или деревне», затем записать себя на видео, проанализировать ошибки которые допустили, возможно прочитать статьи на эту тему, чтобы появились новые мысли и лексика, затем записать еще раз, и так до тех пор пока вы не будете удовлетворены результатом. Активно используем thesaurus, context reverso, google, чтобы убедится что наша речь грамотна и естественна.
- Развиваем письмо, когда мы пишем, то у нас есть время подумать и красиво выстроить предложения, это косвенно помогает и нашей речи.
Пассивная работа, это может быть посещение разговорных клубов или диалог с самим собой, где вы расслабляетесь и просто говорите. Написание комментариев на ютубе, форуме, где главное чтобы нас поняли, и где мы можем пренебречь правильностью речи.
Формируем полезные привычки:
- Когда смотрим фильм или читаем книгу выписываем новые или понравившиеся обороты, повторяем их за диктором, выписываем их, пытаемся составить предложение релевантное к нам и проговариваем его.
- Пытаемся думать на английском, ведем мысленный диалог, это можно делать когда стоим в очереди, готовим еду или засыпаем
Заключение:
Я попытался противопоставить различные методы обучения, в реальности все методы можно комбинировать и искать свой баланс, в зависимости от ваших нужд и возможностей. Мне нравится самостоятельная работа, когда я могу налить себе кофейку и работать в своем темпе, английский никогда не был для меня приоритетом и данный способ позволил сохранить мне мою мотивацию. Не прикладывая больших усилий и практически без финансовых вложений я достиг весьма приличного уровня английского.