В Эфиопии сегодня развернулись серьёзные боевые действия. Противостоят друг другу повстанцы провинции Тыграй и правительственные силы во главе которых стоит лауреат Нобелевской премии мира премьер-министр страны Абий Ахмед Али.
Поводом для вооружённого конфликта стала болезненная реакция столицы государства Аддис-Абебы на несанкционированные парламентские выборы, которые прошли в самой северной провинции. В итоге события рискуют развиться и перерасти в полномасштабную гражданскую войну, которая способна и вовсе привести к дроблению Эфиопии на части.
Причиной вспыхнувших недовольств стало перенесённое на неопределённый срок в связи с пандемией коронавируса всенародное волеизъявление, которое было запланировано на август этого года. Народный фронт освобождения Тыграй (НФОТ), который до 2018 года выступал в роли близкой к позициям правящей партии страны, это решение проигнорировал, публично выразив недоверие к проводимым мерам, сочтя их за попытку продлить премьерские полномочия Абия Ахмеда Али. Впрочем основания недоверять правительству теряющего поддержку насения премьер-министру у них всё же есть. Итогом «сепаратных» выборов стала победа НФОТ, которые получили поддержку более 98 процентов населения провинции Тыграй. Это дало шанс представителям партии хотя бы частично отыграть утраченные ранее ключевые позиции в государстве.
Сам Абий Ахмед Али ранее стоял во главе Демократической партию оромо. Он протестант-пятидесятник. О его семье известно, что отец исповедует ислам, а мать является христианкой амхара. Именно в результате его действий сформировалась НФОТ, которая стала представлять оппозицию. Дело в том, что Революционно-демократический фронт народов Эфиопии (РДФНЭ) был распущен премьером, а НФОТ занимал в его структуре ведущие позиции. Этот фронт состоял из четырёх ведущих организаций-представителей наиболее многочисленных народностей: амхара, оромо, тиграи и сомали. В созданную на замену ей Партию процветания НФОТ входить не стали, не желая растворяться в «общем котле». Тиграи по сути идут вразрез с планами Абия Ахмеда Али по превращению страны из федеративной в унитарную. За эстроптивость правительство решило наказать бунтарей. Дальнейшие события показали, что к вооружённой схватке за власть стороны готовились заранее.
Территориальная позиция тиграев при этом такого, что они рискуют оказаться зажатыми между двух огней — остальной территорией Эфиопии и Эритреей, поддерживающей Аддис-Абебу. К тому же в их поддержку не выступает ни одна другая провинция страны. Расчёт на тяжёлое вооружение, доставшееся в наследство после войны с Эритреей, и на опыт командиров и бойцов себя не оправдывает. Официальные сообщения докладывают, что войска правительства теснят силы Тыграя и продвигаются к столице провинции — городу Мэкэле. Перерасти боевые действия могут в «долгоиграющую» партизанскую войну, итогом которой станет высасывание всех ресурсов из страны и заметное торможение её развития. Может развернуться и руандийский сценарий, когда было уничтожено 500 тысяч человек, представляющих народность тутси. Для Эфииопии, население которой составляют более 80 народностей, говорящих на многочисленном количестве языков и исповедующих не одну религию, это станет наихудшим вариантом.
Все эти события могут закончиться формированием бесправных территорий при военных базах Запада. Здесь уже отметились своим присутствием США, Британия, Франция, Германия, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, Китай, Испания. Интересны этим странам и стратегически маршруты для транспортировки нефти, добываемой здесь же. Вряд ли США упустят возможность воспользоваться событиями для минимизации влияния Китая в регионе. Стравить народы и привести к власти угодного им представителя — сценарий не новый и не раз опробованный.
Россия тоже, стоит признать, имеет свой интерес в стране. Но связан он не с планами, которые могут касаться интересов ВМФ, а с гонениями на эфиопскую православную церковь, геноцидом православных верующих и разрушением храмов. Раньше нападения совершались «пришлыми» сомалийскими исламистами и носили спорадический характер, но с августа 2019 года приобрели систематический характер. Год назад Патриарх Кирилл даже был вынужден направить Абию Ахмеду Али письмо с просьбой о защите. Тогда жертвами преступлений стали более 12 тысяч православных верующих. И что примечательно, в отношении представителей других вероисповеданий таких гонений не наблюдается...
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"