Найти в Дзене
ДПЭ

Мораторий на проверки малого бизнеса до 2022 вступил в силу

30 ноября 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин предложил ввести мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2021 года (т.е. до 2022 года), т.к. именно по этим организациям сильнее всего ударила пандемия. И в тот же день - 30 ноября 2020 года было выпущено постановление Правительства № 1969, которое должно узаконить данное предложение. Давайте разберёмся что же на самом деле придумали наши законотворцы.

На самом деле это всего лишь продление уже и так существовавшего с весны (по сути, с начала пандемии) моратория на плановые проверки: принятием ФЗ № 98 от 01.04.2020 г. были добавлены изменения в ст. 26.2 ФЗ № 294 ("О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Между прочим, по оценке экспертов ВШЭ: сейчас в «регуляторной системе» нашей страны насчитывается свыше 221 вида контроля различного уровня: как государственного, так и муниципального. Контроль на федеральном уровне производят более 30 ведомств; на региональном уровне - около 1500 органов исполнительной власти.

Так что же всё-таки прилагается сделать? Простым языком – убрать из плана проверок на 2021 год средний и малый бизнес, но (кто бы сомневался, что есть «но») не весь, а только часть, потому есть категория МСП, которой мораторий не коснётся, и вот кому так не повезло:

1) Если МСП ведёт деятельность на предприятиях, которые:

· могут быть отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков (данная классификация введена Постановлением Пр-ва РФ № 806 от 17.08.2016);

· Являются объектами 1 и 2 категории (Т.е. объектам 3 и 4-й категории НВОС всё-таки повезло);

· Согласно классификации, присвоили 1, 2 и 3-й класс опасности производственных объектов ;

· Так же те, которым присвоены 1, 2 и 3-й класс гидротехнических объектов;

· Являются предприятиями государственного надзора (т.е. те, кто под называемым нами – «федеральным» надзором – не освобождены от проверок);

2) Предприятия МСП, которые работают в областях:

· В области образования

· В области теплоснабжения

· В области здравоохранения

· В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

· В области электроэнергетики

· Относятся к предприятиям социальной сферы

· производство, использования и обращения драгоценных камней и металлов

Или, иначе говоря - это те, кто указан в части 9 статьи 9 Федерального Закона № 294.

3) Если предприятию за последние 3 года было оштрафовано или ещё каким-либо образом наказано согласно КоАП

4) Если предприятие относящиеся к МСП получает какую-либо лицензию (вот это логично)

5) Если предприятие относящиеся к МСП имеют право проверить в рамках:

· Федерального контроля в сфере обеспечения радиационного безопасности

· Федерального контроля при обеспечении защиты гос. тайны

· Федерального контроля в сфере использования и применения атомной энергии

Как видно исключений довольно много, особенно странно выглядит п. 2) – там обозначен довольно немаленький слой предприятий.

А что происходит с ВНЕплановыми проверками?

Итак, в предыдущей части мы разговаривали только об одном виде контроля – плановых проверках, однако в арсенале наших надзорных органов существует ещё один – внеплановые проверки. Давайте посмотрим, как обстоит дело с ними.

Далее мы будем ссылаться на данные, большая часть которых получено из исследования, проведённого специалистами Института проблем правоприменения (ИПП) при Европейском университете в Санкт-Петербурге и опубликован в марте 2020 года. Если кто-то захочет подробнее ознакомиться самим текстом - ссылка будет в конце статьи. Дело в том, что «проблемой» большого количества проверок правительство озаботилось не в этом и даже не в предыдущем 2019 году. Первые попытки начать регулирование были применены ещё в 2012 году, но основательно с этой проблемой стали разбираться начиная с 2016 г., тогда в информационное пространство и начали просачиваться первые упоминания о снижении надзорного бремени на МСП (как потом стали называть - мораторий). Собственно этот временной отрезок – с 2016 по 2019 гг. исследователи и брали. Основные выводы заключаются в том, что количество производимых плановых проверок бизнеса действительно снижалось (за исключение 2019 года, когда их количество подскочило сразу на 30%), а вот количество внеплановых проверок не только не снижалось, но каждый год незначительно увеличивалось.

Так же любопытен ещё один статистический показатель – «Доля проверок, в ходе которых выявлено хотя бы одно нарушение». Как показал анализ – для плановых проверок он составляет около 80%, а для внеплановых около 50%. При этом, если взять те ведомства, с которыми мы в нашей сфере постоянно взаимодействуем, то ситуация ещё плачевнее:

1) у Росприроднадзора «Доля проверок, в ходе которых выявлено хотя бы одно нарушение» увеличилась за 3 года с 71% до 82%;

2) у Роспотрбенадзора «Доля проверок, в ходе которых выявлено хотя бы одно нарушение» увеличилась с 96,5% до 97,8% (небольшое увеличение, видимо, связано с тем, что дальше просто некуда увеличивать – ещё немного и будет 100%)

А с учетом того, что, как мы уже говорили, в последнем году (2019-м) количество проверок резко выросло, то тенденция для предпринимателей вырисовывается не самая радужная.

Так же хочется добавить одну историю из опыта авторов.

На предприятие пришла внеплановая проверка из природоохранной прокуратуры. Причиной проверки по словам инспектора послужило заявление недавно уволившегося сотрудника, который сообщал о том, что предприятие нарушает природоохранное законодательство и не имело разрешительных документов по экологии за последний год (видимо очень «правильный» и ответственный товарищ). После некоторого времени расспросов и требований назвать сотрудника инспектор сдался и назвал его имя – показал скан заявления, однако сверившись с отделом кадров руководитель предприятия пришёл к выводу, что у него сотрудника с таким именем не было ни последний год, да и вообще никогда. На что инспектор ответил, что это не его зона ответственности – к ним поступило заявление (как говорили раньше – «поступил сигнал»), поэтому они обязаны отреагировать и проверить. Тут надо отдать должное реформе контрольно-надзорных органов – действительно в последние годы ситуация такова, что, если к ним поступаем какое-либо обращение, они обязаны его зарегистрировать и дать на него ответ. Возвращаясь к ситуации с предприятием и инспектором, то инспектор провёл проверку, обнаружил (вот неожиданность) какой-то недочёт и оформил протокол об административном нарушении и выписал штраф на 100 000 рублей. Мы в этой ситуации можем только пофантазировать что же случилось: какой-то человек (ведь инспектор он, как жена Цезаря – вне подозрений) написал анонимку, ведь имя выдуманное, значит по сути – анонимка, и из-за этого предприятие подверглось внеплановой проверке, а впоследствии и штрафу. Поэтому дорогие коллеги предприниматели, несмотря на объявленный мораторий на проверки, не стоит сильно расслабляться и лучше иметь всю документацию в актуальном состоянии.

Ссылка на исследование специалистов ИПП: ttps://enforce.spb.ru/images/analytical_review/irl_reform_results.pdf